Лукашенко заинтересован в Украине как в будущем адвокате
Чем Украина интересна миру?
Мне кажется, и экономически, и политически Китай устраивает Украина в нынешнем, промежуточном варианте. Но в принципе Китай не был бы против, если Украина станет участником зоны свободной торговли с ЕС. Китай уже имеет преференциальный доступ на рынок США, а вот льготных выходов на рынки стран ЕС у него пока нет, и через Украину он может их получить.
Евросоюзу Украина нужна, во-первых, в орбите экономического и цивилизационного влияния. Во-вторых, Украина – самая большая страна Европы, у нее огромный рынок сбыта европейской продукции. А ведь в ЕС продолжается кризис именно сбыта. Ассоциация – это оптимальный вариант для ЕС. С одной стороны европейцы получают рынок сбыта, с другой - отсутствие безвизового режима не угрожает Европе потока трудовых мигрантов из Украины, как это было с Прибалтикой.
России Украина интересна не просто как член Таможенного союза, но и с точки зрения восстановления промышленных кооперационных цепей, которые были разрушены в постсоветское время, атомной энергетики (сотрудничество российских и украинских атомных станций), разработки урана и титана. Военно-промышленное сотрудничество особенно важно для России, где сейчас проходит достаточно амбициозная программа перевооружений.
Чем объясняется особое рвение прибалтийских стран в разрешении украинского конфликта в пользу ЕС?
Проект «Восточное партнерство», который не дает членства в ЕС, но и, что называется, отбирает у России, изначально был инициирован Польшей, Литвой, Швецией. Поэтому неуспех вильнюсского саммита – этой двойной неуспех Литвы. С одной стороны, они были одним из спонсоров проекта, с другой Литва в этом полугодии председательствовала в ЕС.
А чем можно объяснить, напротив, весьма тихую реакцию Белоруссии, которая не очень спешит отстаивать интересы Таможенного союза?
Белоруссия всегда была сборочным цехом бывшего СССР. Там собирались машины, располагалось военное производство. С одной стороны, она заинтересована в том, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, и тогда втроем с Белоруссией и Казахстаном, они смогут противостоять доминированию России. С другой стороны, очевидно Александр Лукашенко был заинтересован в Украине как в некоем возможно будущем адвокате. Белоруссии нужно сегодня восстанавливать отношения с ЕС. Большая зависимость от России когда-то да даст прокол. Пока Россия расширяет свою интеграцию на экономику, но не политику Белоруссии.
Но Лукашенко понимает, что это может закончиться, поэтому нужно играть в многовекторность. После того, как в декабре 2010 года он пересажал всю оппозицию и окончательно разругался с ЕС, ему сейчас нужно дать задний ход. Украина еще со времен Ющенко пыталась играть роль адвоката белорусов, не оставлять их один на один с Россией. Лукашенко же смотрит на Украину так, как в свое время Украина смотрела на Польшу.