Благодаря связям Лоскутова в арт- и медиатусовке, его акции теперь освещаются Би-Би-Си
Так называемый марш за федерализацию Сибири не имеет под собой никакой опоры в обществе. Это арт-проект Артема Лоскутова и Константина Еременко. Они ребята недалекие, но креативные и не в меру активные. Собственно Лоскутову кроме активности занести себе в актив какие-либо достижения так и не удалось. Он — настоящий современный художник, то есть человек, который к искусству вообще никакого отношения не имеет. Прославился он в Новосибирске как организатор «Монстрации» — пародийных демонстраций на 1 мая. Это мероприятие он сумел раскрутить среди молодежи несколько лет назад, но лишь после того как настоящий автор идеи «Монстрации» Максим Нерода переехал в Берлин.
Все «творчество» Лоскутова и есть эксплуатация чужих идей, своих он произвести не в состоянии. Из-за этого порой его даже становится жалко. Собственно тема сибирского сепаратизма это тоже не его «фишка». Он ссылается на сибирское областничество, которое возникло в середине XIX века и растворилось в горниле гражданской войны, но знаком с этим явлением выпускник технического вуза поверхностно.
В 2011-м году он эксплуатировал тему якобы имеющей место эксплуатации Сибири в документальном фильме «Нефть в обмен на ничего». Фильм вышел откровенно провальным и характеризовался типичной для Лоскутова идеологической невнятицей и сомнительными обобщениями. Публику этот фильм, демонстрировавшийся в широких интеллигентских кругах, разочаровал.
В настоящее время Лоскутов проживает в Москве. Он работал оператором телеканала «Дождь», теперь сотрудничает с «Русской планетой» Павла Пряникова.
Константин Еременко — фигура более идеологически выверенная и обладающая большим жизненным опытом. Он был видным новосибирским нацболом, служил в армии, работал ассенизатором. Но самое главное, он, в отличие от Лоскутова, умеет рисовать. Еще в 2007 году он придумал образ былинного «сибирского сепаратиста» Макария Лыкова и до поры до времени не скрывал своего ироничного отношения к теме. «Просто надоели эти разговоры о сибирском сепаратизме. Это стеб, конечно. Поезжайте в любую деревню с лозунгами „Хватит кормить Кавказ“, „Свободу политзаключенным“, и на вас никто даже внимания не обратит, а если скажите: „Хватит кормить Москву“, то сразу за стол посадят да рюмку нальют», — признавался он.
Таким образом, в марше за федерализацию оппозиционная серьезность Лоскутова смешалась с гротескной оппозиционностью Еременко. Но связи первого по линии Гёте-центра, арт-группы Война, партии «Гражданская платформа» могли сказаться на том, что банальная акция совриска стала освещаться на уровне Би-Би-Си.
В отличие от аполитичной «Монстрации», так называемый марш за федерализацию Сибири не может получиться массовым. Это тусовочное, элитное мероприятие (если ему, конечно, позволят состояться). К тому же Новосибирск — не лучшее место для таких маршей. В Сибири достаточно сильны межобластные противоречия и жители Красноярска или Томска посмотрят на это дело косо.