Что такое неолиберализм? Это конкретная политика, конкретные правила, конкретные люди и конкретные государства, конкретные правительства, которые за это отвечают
Что такое неолиберализм? Это конкретная политика, конкретные правила, конкретные люди и конкретные государства, конкретные правительства, которые за это отвечают. Соответственно, одной политике можно противопоставить другую, одной партии – другую, одно правительство сменить на другое. Поэтому нам говорят: «Нет, это не политика, не тенденция, а некий объективный процесс, который сам собой идет». То есть все, кто недовольны, все, кто не согласны, все, кто критикует – это какие-то дикие, бессмысленные, тупые люди, которые, что называется, плюют против ветра, ругаются на наступление зимы и т. д. На самом деле, конечно, глобализация – это определенная эпоха. И это как раз эпоха, которая характеризуется доминированием неолиберализма. Поэтому глобализация как та эпоха, которую мы сейчас видим, она с кризисом 2008-2009 гг фактически подошла к концу. Почему, собственно говоря, мы и называем нашу инициативу «Постглобализация», то есть то время, которое наступает после глобализации.
Это не значит, что глобализация будет полностью отменена во всех своих результатах. Ни одна историческая эпоха не может быть полностью отменена другой исторической эпохой. Просто мы переходим к следующему этапу, и, скорее всего, этот этап будет прежде всего характеризоваться нарастающим регионализмом. Причем этот регионализм в свою очередь будет опираться не просто на создание каких-то торговых блоков, что поощряется и неолибералами, но будет опираться на создание блоков, которые пытаются совместными усилиями решать социальные, экономические проблемы и проблемы развития, то есть ориентированы не вовне, на глобальный рынок, а вовнутрь, создавая при этом более-менее устойчивую экономическую среду, которую можно поддерживать. И это, кстати говоря, вопрос о социальных преобразованиях. Речь идет о том, что все-таки без социальных преобразований эта экономическая задача не решается. И, кстати говоря, не решается без политических перемен. Это относится, на мой взгляд, и к Китаю. Китай тоже находится на пороге достаточно серьезных перемен, без которых то обещание дальнейшего роста, видимое нами сегодня на карте, на месте, где написано «Китай» - это обещание не будет реализовано так, как люди думают.
Что касается локальных вещей, то как раз локализация является одной из тенденций глобализации. Можно вспомнить пресловутую «глокализацию»: с одной стороны все глобально, с другой локально. На самом деле здесь большая проблема, потому что в действительности, кстати, как раз эпоха глобализации была периодом безумного нарастания провинциализма, отсталости, какой-то местечковости.
Люди знают по своим странам, по своим университетам, даже по своим газетам. Вот сколько международных газет закрыло во время глобализации корпункты за границей? Не только российские газеты позакрывали свои корпункты. Почти все западне газеты закрыли корпункты в Москве. И количество корпунктов всех ведущих европейских и американских газет сократилось стремительно иногда до двух-трех, иногда до трех-четырех. То есть на самом деле глобализация как раз предполагала полное отсутствие интереса к конкретному обществу, когда существует только глобальный рынок и та точка, в которой мы сейчас находимся. Вот есть вы и ваше ближайшее окружение, ваша компания, ваш город, ваша окружающая среда и глобальный рынок в целом. Все остальное не имеет значения. Или у вас есть некий партнер, к которому вы перепрыгиваете, это еще такая же точка. Все что вокруг, весь контекст не имеет значения.
В этом смысле глобализация действительно была временем, когда локальные структуры, локальные связи, локальные экономики начали нарастать и некоторые локальные структуры пытались преодолеть вот эту свою растущую изоляцию от окружающего ближайшего мира через связь с такими же другими локальными структурами. Но, на мой взгляд, этот вопрос, он будет решен по-другому. Нам нужно не перепрыгивание от одной локальной точки к другой, а интеграция достаточно широких пространств в органически единое, культурное, социальное, информационное, экономическое, человеческое пространство. Нам нужно создать пространство, не точки связывать между собой, а создать пространство вокруг этих точек.