Эмоциональный всплеск, который вызвала Наталья Поклонская в мире, свидетельствует о том, что политики и чиновники все еще нуждаются в «очеловечивании»
Массовая популярность аниме-образа нового прокурора Крыма Натальи Поклонской получила распространение через социальные сети. Неоценимую услугу Крыму и России в разгар кризиса оказали японские онлайн-сообщества художников аниме, а затем и волнообразный фан-арт и демотиваторы от простых пользователей интернета. Эти каналы коммуникации, как и феномен современной массовой культуры в целом (к которой собственно относится аниме), в российской политической культуре и коммуникациях или игнорируются или не контролируются.
Эффект Натальи Поклонской, «прокурора-тян» или «новой русской няши», превратившейся в позитивный интернет «мем», не был специально срежиссирован или навязан «сверху». Это не была, как это часто бывает, профессиональная пиар-акция. Уже поэтому медийный феномен Натальи Поклонской представляет значительный интерес.
Известный тезис Умберто Эко о «сексуализации» современной политики, когда главным критерием политического выбора становится хороший внешний вид политика, до сих пор был в России (с некоторыми исключениями) политтехнологической абстракцией. Но тот эмоциональный всплеск, который вызвала Наталья Поклонская в мире, свидетельствует о том, что политики и чиновники на самом высоком и серьезном уровне все еще нуждаются в «очеловечивании». Необходимость не только в новых лицах, но и в новых, близких массовой культуре и понятных человеку образах актуальна не только для России.
При этом следует говорить не о «разрыве шаблона» или нарушении системного образа и общественного видения власти, иначе во власть будут попадать популисты, клоуны и шоумены, что уже было в России в 90-х и вовсю происходит сегодня на Украине. Бросаться в крайности и превращать реальность в шоу-политику было бы также неправильным. Речь идет прежде всего о формировании нового облика государственных коммуникаций, одинаково комфортно чувствующих себя как в сфере большой политики, так и в массовой культуре.
Для России эффект Натальи Поклонской – новое неожиданно позитивное явление, которое возникло благодаря стечению почти случайных факторов. Но раз уж интернет- вирус стал реальностью, то теперь политической элите и Крыма и России необходимо решить, как его использовать и конвертировать в имиджевые дивиденды. Проигнорировать эффект Натальи Поклонской было бы ошибкой.
Вместе с тем, если подходить к ситуации сугубо прагматически, фактически Крым имеет отличную стартовую возможность для создания нового позитивного образа, весьма необычного для нашей политической культуры, но уже получившего общественное признание. Этот позитивный «сдвиг» восприятия власти и территории может стать платформой нового бренда Крыма, который в нем действительно нуждается.