Российские рыночные ортодоксы, попирая элементарные представления о свободе и других базовых ценностях, пытаются создать еще один рыночный суррогат, на этот раз по купле-продаже интеллекта
Звонил Аузан. Разобиделся на абзац из моего свежего текста на «Свободной прессе». Вот он, этот абзац: «О компетенциях, интеллекте нужно говорить отдельно, здесь же приведу высказывание одного из «столпов» современного российского либерализма, между прочим, декана экономического факультета МГУ Александра Аузана: «Если мы в состоянии много лет производить качественный человечес¬кий капитал, это должно стать нашей мировой специализацией. Нужно на наши университеты замкнуть мировые студенческие потоки и сделать это предметом экспорта». Логично спросить у Аузана и ему подобных, есть ли у них права собственности на интеллект наших детей, чтобы его экспортировать, но в данном случае ограничусь констатацией: российские рыночные ортодоксы, попирая элементарные представления о свободе и других базовых ценностях, пытаются создать еще один рыночный суррогат, на этот раз по купле-продаже интеллекта.
Рассказывал про возвышенный Гарвард, якобы, наживающий на индийских и китайских студентах (надо полагать, университеты в США — основа тамошней экономики), убеждал, что в его лубочной России есть сказочно прекрасные вузы мирового уровня (правда, назвал только МГУ, МФТИ, МВТУ, Вышку и Томск), открестился от лузерского правительства (мол, никакой он не экономический правительственный столп).
Недоумевал, почему я не оценил его идею инвестировать в человеческий капитал(!), пытался оперировать критерием добавленной стоимости на компетенции(?), так и не ответил на вопрос о механизме оценки и правах собственности на предлагаемый к экспорту интеллект.
Об экспорте образовательных услуг, как подумали некоторые, речи не шло: выходит, прав был ваш профессор, когда говорил об аузановом экспорте молодых мозгов.
Действительно, бесполезно разговаривать. К тому же нефть отскочила — воспряли ребята.