Законодательное закрепление понятий «коррупционное правонарушение и преступление» восполнит существующий пробел
На сегодняшний день в распоряжении правоприменителя есть достаточно инструментов для эффективного противодействия коррупции. Есть понимание того, что обеспечивает этот процесс совокупность предпринимаемых мер законодательного порядка в различных отраслях отечественного права на фоне имплементации норм международных конвенций и соглашений. И здесь мы не отстаем от наиболее развитых зарубежных коллег с низкими рейтинговыми показателями коррупционной активности. Однако количество правовых норм пока еще недостаточно активно перерастает в качественные результаты антикоррупционной работы, не происходит сдвигов в массовом осознании этой проблемы. Исторический опыт, аналитические исследования и зарубежная практика говорят о том, что меры уголовно-правового воздействия занимают далеко не последнее место в противостоянии коррупции. Понятно, что кампанейщина и охота на ведьм в цивилизованных правовых механизмах исключены в принципе. Однако недостатки и куцесть уголовно-правового инструментария подчас сводит на нет усилия, предпринимаемые на политическом и экономическом полях.
Коррупция многолика и не сводится только к бытовым ее проявлениям, которые находятся на виду и больше всего раздражают наших сограждан. Есть деяния, которые совершаются в тиши кабинетов, тщательно прорабатываются, а их организаторы делают все для того, чтобы попасть в латентную, то есть скрытую и невыявляемую часть преступности. И в первую очередь это касается всего, что связано с государственными деньгами, их выделением и распределением. Не надо быть выдающимся криминологом, чтобы понять, что это является наиболее привлекательным объектом для преступных посягательств (хищений, злоупотреблений, растрат).
И когда по крупицам собранный оперативный материал сформирован для процессуального оформления и закрепления на деле получается, что действующие нормы УК не могут обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто решил незаконно обогатиться за государственный счет. Ведь за последние несколько лет уголовное законодательство пережило несколько довольно серьезных волн декриминализации.
Кроме того, для того, чтобы бороться с коррупционными правонарушениями и преступлениями, надо понимать, а что это такое. До сих пор такой перечень содержался только в нормативных актах Генеральной прокуратуры и то для целей статистического учета. Поэтому законодательное закрепление понятий «коррупционное правонарушение и преступление» восполнит существующий пробел, а довольно жесткие санкции остудят головы тех, кто еще не оставил надежд поправить свое материальное положение за счет коррупционных схем.