Среди несистемных политиков есть люди, которые подспудно понимают, что «когда я приду к власти, то сделать я ничего не смогу»
Термин «комплекс Урлашова», возможно, чересчур привязан к конкретной личности и конкретной ситуации. Она связана с тем, что бывший яркий оппозиционный политик, сумевший одержать победу в сложной конкурентной борьбе, в конечно счете оказался, как предполагается, как пишут СМИ, заурядным взяточником. Но в принципе, есть понимание того, что одно дело - борьба за власть с яркой демонстрацией во время кампании своей альтернативной персоны, и совсем другое – при получении власти ты не должен ходить, что называется, исключительно в белом, а заниматься реальными делами.
Мне кажется, что за понятием «комплекс Урлашова» можно обнаружить серьезные «ножницы» несоответствия амбиций тем задачам, к которым амбициозные несистемные политики практически не готовы.
Есть две категории несистемных политиков, идущих на выборы. Первый тип не задумывается о том, что будет после выборов, если ему вдруг повезет. То есть люди вкладываются максимально здесь и сейчас, стремятся занять пост, поливая всех вокруг, а дальше хоть трава не расти, главное для них – добраться до власти, а там, мыслят они, что-нибудь придумаем. Второй тип - это люди, которые подспудно понимают, что «когда я приду к власти, то сделать я ничего не смогу».
И это большая проблема. И если вспомнить пятничную встречу Вячеслава Володина, где говорили о новой стратегии развития политической системы, то надо понимать, что конкуренция не ради конкуренции, а открытость не ради самой открытости. Все это делается ради того, чтобы политическая система получила новый уровень легитимности. Кроме этого, задача состоит и в том, чтобы создавать социально-политические лифты, задача – в продвижении новых людей во власть. И вопрос этот очень сложен. С одной стороны, хорошо, когда идет ротация элит и во власть приходят люди в результате честной и конкурентной борьбы. Но с другой стороны возникает вопрос, насколько они, победив, готовы профессионально управлять. Политическая борьба и управленческие качества – это разные свойства.
Но где же им этому учиться? Это наша общая проблема. И внутри самой этой программы оптимизации политической системы, который выведет ее на новый уровень стабильности, с моей точки зрения заложен очень правильный механизм. Он заключается в том, что такого типа люди должны начинать свою политическую карьеру с низших ступеней властных позиций, прежде всего, это уровень местного самоуправления. И если процесс будет двигаться таким образом, тогда это будет полезно и для самих несистемщиков, и в конечном счете для общества.