Очередное провокационное высказывание может стоить еще сотни трупов в каком-нибудь приграничном городке
Современное искусство имеет более глубокий смысл, чем кажется. Оно очень редко вписывается напрямую в политический контекст. Это связано со спецификой его языка. Дмитрий Александрович Пригов совсем незадолго до своей кончины на лекции, где кроме меня были и Надя Толоконникова, и Олег Воротников, и многие другие, говорил о том, что искусство занимается не последними, а предпоследними истинами. Если перевести эту мысль на какой-то очень простой язык, важно не только, что художник говорит, но и реакция, которую это может вызвать.
Именно в этом эпистемологическом отношении я на сто процентов согласен с Надей Толоконниковой, которая говорит о том, что «Манифеста» неуместна. У нас сейчас много серьезных внутренних проблем, связанных с тем, что у нас огромная страна. И делать сегодня такую парадную вывеску в Петербурге значит обманывать и себя и других. Мне кажется, что «Манифеста» должна существовать не в институциональном режиме, а, например, в форме серии небольших фестивальчиков. Западные люди общались бы с жителями глубинки, минуя такое сомнительное промежуточное звено как столица, где просто дискурс сложился такой, что у гостей создается впечатление, будто они приехали в Европу.
Я полностью поддерживаю критическую позицию Нади (Толоконниковой – прим. ТАСС-Аналитика), которая настаивает на том, что «Манифеста» должна проводиться не в Петербурге и не теми людьми, и тогда это будет та «Манифеста», которая уместна в России.
А как Вы относитесь к популярной концепции «запаха денег», сторонники которой полагают участие в проектах с государственным финансированием жестом поддержки политического курса данного государства? Учитывая, что Ваша позиция по Украине отличается от той, что принята в художественной среде, и в среде интеллигенции в целом.
Я считаю, что раз уж так получилось, что Украина не способна удержать свою территорию, Россия должна помочь ей вернуться к федерализму. Другого пути избежать скатывания в гражданскую войну, сегодня нет.
Говорят, ситуация складывается так, что Каспер Кениг даже может ввести тот или иной вариант политической цензуры, частности в том, что касается высказываний на тему Украины.
Цензура – это конечно плохо. Но нужно понимать, что когда страна находится на пороге гражданской войны, какая-то цензура становится возможной на время. К этому нужно относиться менее психотически и более осмысленно. Следует думать о том, какая цензура сегодня возможна, а какая невозможна. Потому что разговор о том, что любая цензура недопустима, в той ситуации, когда очередное провокационное высказывание может стоить еще сотни трупов в каком-нибудь приграничном городке, никуда не годится. Должно действовать какое-то самоограничение.
В политическом отношении акценты «Манифесты» должны быть перенесены со столиц на Россию вообще. Потому что Запад не понимает, что большинство населения на самом деле разделяют позитивное отношение к тому, что происходит. Диалог нужно вести в этой плоскости. Именно поэтому площадки в Москве и Питере представляются бесполезными – столичность выдавливает из этих городов все реальные политические сюжеты.