ЕГЭ – это только температура. Если это честный градусник, он будет показывать честную температуру
Я говорил с руководителем Рособрнадзора гораздо раньше. Если действительно экзамен будет (и, судя по всему, таков он уже в этом году) честнее, прозрачнее, в большей степени будет соответствовать правилам, то и результаты будут более реальными (собственно, они уже есть – более реальные результаты). А по нашим предварительным замерам – образовательное сообщество, профильные институты, да и я сам не раз этим занималось – реальные знания – они такие и есть.
ЕГЭ – это только температура. Если это честный градусник, он будет показывать честную температуру. Проблема заключалась в следующем шаге. Чем честнее этот градусник, тем яснее он покажет, сколько детей не преодолевают установленный порог. По моим прогнозам это должно было быть процентов 20. Возникает вопрос, готова ли Россия, где неизменно все дети, за редчайшими исключениями, получают аттестаты, к тому, что 20-25 процентов, то есть каждый десятый ребенок, останутся без аттестата? С другой стороны, как уполномоченный по правам ребенка, я задаю другой вопрос: «А виновато ли такое огромное число наших детей в том, что система образования сегодня такова, что каждый четвертый-пятый ребенок не достигает тех результатов, которые были заявлены?» Я думаю, что не очень виновато. По крайней мере, меньше, чем те взрослые, которые этим занимаются.
Поэтому критерий может быть разным. Можно поставить планку в начале, и кто не перепрыгнул, тот не перепрыгнул. А можно исходить из того, что, условно, 5 процентов не преодолевало некоторую минимальную планку, а остальные – да мы, взрослые люди, которые в то числе, занимаются детьми, образованием должны понять, что да, это и есть знания наших выпускников по русскому языку и математике, экзамены по которым, кстати, являются обязательными. И мы, взрослые должны думать о том, как сделать так, чтобы ту планку, которая стояла раньше, могло преодолеть абсолютное большинство. Но сегодня это не так. Поэтому я считаю, что это неприятный жест. Это, безусловно, симптом того, что происходит в нашем образовании. Тем не менее, это честный шаг со стороны Рособрнадзора.
Насколько существенным в действительности было столь тревожно воспринятое «снижение планки»?
Снижение не очень существенное, но, те не менее, это снижение, и об этом нужно был думать не на ЕГЭ в 11 классе, а на ГИА 9 класса. На аттестации 9 класса уже можно выявить, и выявляют, тех детей, которые не преодолевают планку. В 10-11 классе для тех, чей уровень знаний не дотягивает до минимального порога, нужно вести не общую программу для всех, чтобы не освоившие ничего предыдущего должны были осваивать еще более сложные вещи, а помочь им освоить хотя бы базовые знания.