Более вероятны шаги символического характера
Я не думаю, что ЕС будет втягиваться в спираль санкции-контрсанкции. Это немного детское, дворовое представление о политическом процессе. Усиление или ослабление санкционного давления Евросоюза будет определяться не продуктовыми запретами с российской стороны, а динамикой российского участия в разрешении украинского кризиса. Если в этом отношении удастся обеспечить де-эскалацию, прекращение боестолкновений и возвращение споров о децентрализации в Украине в формат политического диалога, вполне можно ожидать ослабления экономических санкций, в первую очередь, в части ограничений в банковской сфере.
Персональные санкции и ограничения, связанные с товарами двойного назначения, скорее всего, сохранятся на достаточно длительный срок даже в случае снижения напряжения в кризисном регионе. Усиление санкций практически во всех вариантах является обоюдоострым инструментом — наносит определенный ущерб ЕС и негативно воспринимается бизнесом в Евросоюзе.
Поэтому даже в случае негативного развития событий в Украине, более вероятны шаги символического характера (расширение тех же персональных санкций, таргетирование тесно связанных с российским государством, но не имеющих принципиального значения для ЕС компаний), чем нанесение по-настоящему существенного экономического ущерба.