Вокруг Путина будет формироваться не только политическая и военная коалиция, но и в целом коалиция традиционного будущего
Несомненно, этот год войдет в учебники по истории как год Русской весны. В одном из интервью Путин назвал русских разделенной нацией, и практически одновременно нация начала объединяться, я имею в виду присоединение Крыма. Вся эта история придала стране и народу мощный мобилизационный импульс, и, если судить по текущим событиям, сам Путин и его команда прекрасно это понимают и не собираются сбавлять обороты. Конечно же, частичная, демонстрационная внешнеполитическая блокада России способствует дальнейшей консолидации народа вокруг Путина. Русские не любят, когда на них оказывают давление.
В связи с этим стоит вспомнить о положении и поведении политической оппозиции Путину за этот год. Мы уже почти забыли о том, что осенью были выборы мэра Москвы, на которых неплохой результат получил Алексей Навальный. Сейчас же оппозиция разделилась на две части. «Русская интеллигенция» всегда жила несколько автономной жизнью от народа, об этом говорили ещё мои любимые «Веховцы», но 15 марта 2014 года часть этой самой интеллигенции открыто выступила против большинства народа, и это произошло впервые за 170 лет. И вот эта часть оппозиции, которую можно записать в «национал-предатели», сейчас не то, чтобы деморализована, но прекрасно понимает, что ближайшей политической перспективы они лишены. Другая часть оппозиции, готовая к конструктивной полемике, думаю, ещё появится, благо, что тем же Путиным созданы для этого все возможности, режим открыт для критики.
К слову за этот год Путин, руками ОНФ, осуществил перехват одной весьма популярной в среде оппозиционеров темы. Я говорю о борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией сейчас приобрела системный характер, в обозримой перспективе мы сведем уровень коррумпированности чиновников к минимуму. Коррупция есть везде, но мы сейчас на пути к тому, чтобы исключить коррупцию из структуры нашей экономики. Путин узурпировал эту тему, отобрал её у оппозиции.
И, наконец, надо отметить, что именно за этот год своего правления, Путин впервые позиционировал себя как альтернативного мирового лидера. Мало кто заметил, что в Пасхальную неделю Папа Римский высказал мысль о том, что неплохо было бы справлять в следующем году Пасху вместе с Православными. И дело тут не только в вопросах календарной достоверности, но и в том, что традиционные силы западного общества сейчас ощущают своё симфоническое родство с русским миром.
В противовес современной западной цивилизации, декларирующей некую относительность нравственных ценностей, Путин видится сторонником абсолютных традиционных ценностей. Как мне представляется, вокруг Путина в ближайшие годы будет формироваться не только политическая и военная коалиция, но и в целом коалиция традиционного будущего. Сторонники традиционных религий и ценностей на Западе и Востоке за этот год правления Путина увидели в нем символ начала конца эпохи воинствующего нигилизма. Стоит подчеркнуть, что эта альтернатива не представляет из себя агрессивную теократию, Россия не будет Саудовской Аравией, и активное позиционирование традиционной нравственной позиции у нас не обернется запретами и репрессиями.