Это сытый протест
Насколько серьезна ситуация в Гонконге? Это масштабная революция или лишь локальное политическое явление?
Ни то, ни другое. Движение «Оккупируй центр» существует в Гонконге уже два года. А люди, которые были недовольны политикой гонконгского правительства, были и раньше.
Сейчас Гонконгом руководит уже третий глава администрации. И каждый из них начиная с первого Дун Цзяньхуа (бывший судовладелец и магнат, про него говорят, что он согласился руководить Гонконгом, потому что на тот момент его бизнес-империя была в сложном финансовом положении, и пост пришелся ему кстати) подвергался жесткой критике. Дело в том, что в Гонконге велика свобода СМИ, и люди очень требовательны к власти.
Во множестве комментариев, которые пересказываются в СМИ, лишь повторяются аргументы демонстрантов, дескать, руководство Гонконга погрязло в коррупции, ни на что не способно. Но почему СМИ делают такие скоропалительные выводы? Вокруг очень много бессодержательной риторики.
А ведь Гонконг даже по стандартам Западной Европы очень достойно выглядит. Например, там очень хорошо функционируют все основные элементы городской инфраструктуры. Из всех ближайших регионов туда стремятся мигрировать: филиппинцы, вьетнамцы. В регионе это территория с одним из самых высоких уровней жизни и самым низким уровнем коррупции. Получается, чем выше уровень жизни, тем больше люди недовольны? Я не вижу оснований для революции.
Но с другой стороны, я не считаю, что это какие-то незначительные эпизоды, которые можно проигнорировать, потому что за нынешним всплеском эмоций действительно кроется дилемма.
Китай стремительно модернизируется, темпы роста бешенные, особенно в южных регионах страны, формируется огромный средний класс. В провинции Гуандун, которая примыкает к Гонконгу, уровень жизни выше, чем в Португалии. А если стремительно меняется экономика, то и социальные отношения должны меняться. Но в такой стране как Китай с ее полутора миллиардами населения резкие перемены очень опасны.
Это не революция. Типологически это нельзя поставить ни рядом с «арабской весной», ни рядом с украинским Майданом. Люди в Гонконге выходят на улицу не от безысходности, потому что у них нет работы, надеж или потому что у них правительство коррумпировано, как во многих арабских странах. Наоборот — Гонконг одна из самых динамично развивающихся территорий в мире, люди не ощущают себя на задворках, а, наоборот, в центре. Они хотят еще более высоких стандартов — это сытый протест.
Кроме того, в культурном отношении жители Гонконга не похожи на остальных китайцев. Они умеют считать деньги, более эгоистичны в хорошем смысле слова, даже жадные. Это люди, привыкшие жить в городе, где все очень дорого.
А как может разрешиться в итоге этот конфликт? Одна из сторон продавит свою волю или будет какой-то компромисс?
Думаю, что проблема и не будет решена до конца. Если власти Китая пойдут на уступки — это будет похоже на самоубийство. Нынешний лидер Китая Си Цзиньпинь позиционирует себя как уверенный в себе руководитель, не то, что прежний Ху Цзиньтао, который был ни рыба ни мясо. И это нравится китайцам: они видят, что их лидер может и с иностранцами жестко поговорить, и США спуску не дает, жестко отстаивает интересы Китая. И вдруг он пойдет на уступки? — Это ударит по его имиджу, по легитимности Коммунистической партии Китая. Но, с другой стороны, в Гонконге пришло поколение людей, которые хотят большего, чем соглашались терпеть их родители, хотят полной демократии.
Китайские руководители извлекли уроки из краха КПСС, поэтому стараются быть гибче, приспосабливаются, ищут новые формы работы, сочетают жесткие и мягкие меры. Часть интеллигенции просто подкупают. Например, в Пекине профессура очень хорошо живет, многим дали жилье, хорошую зарплату. Думаю, в Гонконге будет продолжаться эта линия. Диалог будет продолжен с иезуитской хитростью с тем, чтобы в итоге ни на какие уступки не пойти, но показать свое расположение к Гонконгу.
А почему бы не пойти на уступки протестующим и не позволить им выборы?
Есть дать Гонконгу больше демократии — это станет очень сильным примером для соседней провинции Гуандун. Там люди спросят: «А мы чем хуже? Мы тоже хотим». В итоге может сложиться взрывоопасная ситуация.
Тем более что руководство Китая относится с подозрением к этим протестам, не исключая, что за ними стоят США, которые хотят наступить на больную мозоль. Не случайно же еще до этих событий была пара публикаций о том, как ряд руководителей из китайских продемократических организаций посещают США и связаны с разными силами там.
Все это делает ситуацию достаточно сложной и тяжело представить, что в краткосрочной перспективе она будет решена.
Но политическая культура в Гонконге даже при всех эмоциях и недовольстве достаточно консенсусная — они все понимают, что в одной лодке. Они не хотят потерять положение Гонконга, который стал главным сосредоточием благ в регионе. Там прозрачная деловая атмосфера, функционирует независимая судебная система. Если начать раскачивать лодку, то все потеряют. Понимание этого позволяет говорить, что продолжения эскалации там не будет.