Это не регулирование, это головотяпство

27 января 2014 / 18:32

Ограничения убьют целую отрасль, сократив возможности потребителей и уничтожив конкуренцию

Череда абсолютно безумных мер и попыток закрутить гайки для вполне добросовестных российских потребителей, покупателей зарубежных интернет-магазинов действительно может привести к уходу перевозчиков. Меры, которые предлагаются, фактически носят запретительный характер. Потребители будут вынуждены отказаться от покупок.

Что произойдет? Перевозчики, собственно, достаточно высокотехнологичные компании, в отличие от «Почты России», тщательно выстроившие свой бизнес. Для них катастрофа, когда их заставляют собирать документы, когда нельзя выстроить четкие логистические схемы, когда непонятно, когда эти документы будут готовы, как к ним отнесется таможенная служба. Все это, естественно, приводит к тому, что им проще отказаться от этого бизнеса. Потому что работать с нашей таможенной службой, да еще по этим безумным правилам, совершенно невозможно. Фактически, потребители потеряют возможность пользоваться их услугами, а это миллионы российских потребителей. А вот запретительные пошлины в размере 30% и необходимость таможенного оформления даже не дорогостоящих покупок приведет к тому, что потребители будут вынуждены отказаться от покупок за рубежом.

Вместо сбора налогов мы получим ту же ситуацию, которая сложилась с индивидуальными предпринимателями. Тогда говорилось о том, что налог на индивидуальных предпринимателей повысит собираемость налогов, пополнит пенсионные отчисления. На самом деле ситуация получилась обратная. Люди отказались регистрироваться, и многие ушли либо вообще из бизнеса, либо в серый сектор. Здесь та же самая ситуация. Это абсолютно безумные непродуманные меры.

Понятно, что есть лоббисты. Российские онлайновые и оффлайновые магазины получают прибыль и снимают сливки. Цены на многие позиции в России в разы выше, чем в иностранных магазинах – на 300%, 400%, причем часто на достаточно популярные товары. Да и качество хуже, чем за рубежом. Они хотят зафиксировать свою сверхприбыль и не допускать сюда конкурентов с помощью такого лоббизма. А лоббизм в России – это вовсе не тот цивилизованный лоббизм, который регулируется законодательством где-нибудь в Европе и в Америке. Здесь лоббизм – это, по существу, эквивалент каких-то схем, имеющих коррупционную составляющую: с откатами, заносами, подкупами и т.д., что дополнительно усугубляет ситуацию.

Те меры, по регулированию интернет-торговли, которые предлагаются сегодня – это социально безответственная политика. Регулировать, может быть, и нужно, но когда это регулирование выливается фактически в запретительные меры, в приведение всей отрасли в полный хаос – ничем хорошим это не закончится. Это не регулирование, это головотяпство.

Удастся ли развернуть процесс вспять зависит уже не от нас, а от нашего правительства, от того, как оно будет решать эти вопросы. Но, на мой взгляд, ничем хорошим проведение таких мер в жизнь не грозит. Собираемость налогов вряд ли повысится, ведь потребитель просто начнет отказываться от этих покупок. А анархия в целой отрасли, конечно, приведет и к социальной напряженности и к снижению жизненного уровня и потребительской способности и качества жизни большого количества наших граждан.

Речь действительно идет об очень большом объеме рынка. Миллионы пользователей давно научились делать покупки в зарубежных интернет-магазинах. Важно ведь даже не то, сколько сейчас совершается покупок в зарубежных интернет-магазинах, а то что ритейлеры почувствовали в этом угрозу своим сверхдоходам. А ведь в России количество покупок на душу населения на порядок ниже, чем в Европе и Америке. Есть огромная ниша для роста. Ограничения же убьют целую отрасль, сократив возможности потребителей и уничтожив конкуренцию.

Трансграничная торговля – своего рода драйвер, точа роста для экономики. Это повышает конкуренцию, это удобно потребителям. Это дает им возможность приобретать по доступной цене те товары, которые в России по доступной цене вообще нельзя купить. А таких товаров очень много.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика