Это одноразовый случай, который, я убежден, контролируется
Насколько опасно то, что происходит сейчас на «Фукусиме-1»? Оператор станции завил о выбросе в открытые воды цезия.
Во-первых, это океан, а значит, там все достаточно интенсивно разбавляется и поэтому вряд ли представляет какую-то серьезную опасность. Если только где-то в прибрежной зоне Фукусимы… Но, я думаю, что все будет восстановлено.
Если только предположить, что идет аккумуляция и осаждение. Но я не думаю, потому что процессы перемешивания идут интенсивнее, чем осаждение в донные осадки. Что касается биоты (исторически сложившаяся совокупность растений и животных, объединённых общей областью распространения – ред.), которая там может аккумулировать, то тоже сомнительно. Выброс – это скоротечный процесс. Если бы это все длилось достаточно долго, на протяжении большого количества времени. Но я думаю, что произошедшее там не столь критично. Это одноразовый случай, который, я убежден, контролируется.
Могут ли радиоактивные вещества попасть в материковую почву через грунтовые воды?
В водах цезий находится в растворимой форме, он достаточно миграционно-подвижный. Но, несмотря на это, поступая в почву, он быстро сорбируется. Я вам приведу такой пример. Во время Кыштымской аварии на Урале в 1957 году (взорвалось хранилище с отходами) произошел выброс стронция и цезия.
Стронций более подвижен, он не сорбируется необменно почвой. А цезий сорбируется необменно. То есть больше склонен к необменной фиксации. И вот с тех пор прошло 56 лет и цезий по-прежнему сосредоточен в поверхностном слое – не глубже 20-30 см. Далее он есть, но практически не детектируется никакими приборами.
Чернобыльский опыт показывает, что даже когда все лежало на поверхности – первые годы после 1986 года – были опасения, что все это попадет в речную сеть и загрязнение распространится вплоть до киевского водохранилища и соответственно попадет в питьевую воду. Но это не оправдалось. Смыв составил менее 1%. Вот и представьте, какой объем может попасть в грунтовые воды близ Фукусимы. Процесс переносы инфляционными водами в почвенные воды составляет где-то десятые, даже сотые доли процента в почвенном профиле. Может быть, на самых начальных этапах это порядка единицы процента. Это такой мизер, что опасаться нечего.
Тут еще вопрос локализации. Если взять огромную территорию, со всей этой территории (например, цезий) будут поступать в какие-то локальные точки, например низины, болота. Тут возможно некоторое повышение (радиоактивного фона – ред.), но исключительно за счет выноса с огромных территорий и очень ограниченной аккумуляции. Но даже это не может представлять серьезной экологической опасности.