Это как-то несправедливо по отношению к гражданам

17 февраля 2014 / 17:05

Наши спекулянты готовы накручивать цены до заоблачных высот, и на них практически нет управы

Нам постоянно говорят о том, ограничения устанавливаются из-за того что за границей в огромных количествах покупают товары юридические лица, вроде тех же интернет-магазинов, ввозя их в страну без налогов и т.д. с целью последующей перепродажи. Это неправда. Никакие магазины никогда в жизни не возили ни DHL, ни какими-то другими почтовыми службами, ни Почтой России, просто потому что им это не выгодно.

Сделаю небольшое отступление. Как вообще устроена доставка? Есть экспресс-перевозчики вроде DHL, DPD и т.д. Все эти компании ввозили товары напрямую - человек по банковской карточке покупал что-то в Америке или Европе, и они за два-три дня доставляли эти грузы в Москву. Система была такая: до 200 евро ты на растаможку не попадаешь, после превышения этой ценовой планки, платишь таможенному брокеру порядка 600 рублей и собираешь кучу документов: заявление, выписка из банка, и пр. Когда тебе привозят товар, ты должен выслать этот комплект документов. Можно привезти лично, но я обычно просто высылала сканы документов таможенному брокеру. После этого приезжает курьер и отдает тебе товар. При заказе на суму выше 1 тыс. долл. со стоимости покупок взимался процент. Тем не менее, это заказывали обычные люди, и чаще всего в тех магазинах, которые поставляли сюда напрямую. Основной же поток шел вовсе не из тех магазинов, которые отправляли товары экспресс-доставкой (как правило, довольно дорогих). Основной поток шел из Штатов, потому что там - очень дешевая одежда, и шел он через Почту России. В Америке логистику обеспечивал крупнейший перевозчик – Почтовая служба США (USPS), уже в России поток разделялся по способу доставки на EMS и Priority. Priority - это получение посылки в почтовом отделении, EMS - это курьерская доставка до дома. Вот именно этого потока должны коснуться ограничения.

Разумеется, ни один интернет-магазин не пользовался этой доставкой. Товар они закупают там же, заграницей – большими оптовыми партиями. Крупные конторы, вроде kupivip.ru, topbrands.ru, - в интернете их сейчас развелось полно, - закупаются брендовыми или не совсем брендовыми шмотками за границей и получают скидку минимум в 50%, а часто она доходит и до 75%. Грубо говоря, если рекомендованная розничная цена пары сапог UGG – 200 долл., то для российских магазинов цена сапог составит 80 долл. Все расходы на сертификацию, логистику, налоги и прочее могут поднять цену товара максимум до 150 долл. (и это – уже огромная наценка). За сколько же продают эти сапоги российские интернет-магазины, вроде kupivip.ru? Они продают их за 20-30 тыс. рублей! Отсюда, вполне понятно, зачем понадобились ограничения на трансграничную торговлю– для того чтобы мы больше покупали у наших российских магазинов, и интернет- и обычных. К слову, раньше у крупных компаний была такая практика как отслеживание цены. Дилер в Москве или других городах не мог повышать цену выше рекомендованной. Но почему-то в России этот закон не действует. Это примерно как покупать буханку хлеба за 5 рублей и продавать за 150.

Еще раз подчеркну, товары для личного пользования люди всегда возили Почтой России. Большинству российских граждан от ухода DHL ни жарко, ни холодно. Чего покупатели боятся, так это того, что прикроют доставку Почтой России, которая возит USPS-ом. Дело в том, что они хотят сделать некую общую систему (если, конечно, смогут решить эту задачу чисто технически). Система должна отслеживать каждого человека, получающего посылку – именно поэтому посылка должна приходить на адрес, по которому человек зарегистрирован, по предъявлении паспорта и пр. – для всего этого должна существовать довольно сложная программа. Если у них получится, они смогут отслеживать каждую посылку в пределах 200 евро, все что сверх этого, будет обложено налогом 30%. Вопрос здесь, главным образом, в том, сможет ли Почта России создать и запустить систему, столь сложную технически.

На последнем совещании с участием экспресс-перевозчиков было принято решение не применять полную процедуру оформления грузов с досмотром каждой посылки, доставкой строго по месту регистрации и т.д. к посылкам дешевле 200 евро.

Это понятно. Но Почта России все равно собирается отслеживать каждую посылку. Ведь сейчас они вообще не располагают реальной системой, которая, банально, могла бы отслеживать, получила лично я, Лиза, в течение этого месяца десять посылок, три, или одну. У них просто нет технической возможности это отследить. Они мечтают получить эту возможность. Сейчас все говорят преимущественно о DHL, а я говорю Почте России, о которой на самом деле мало кто говорит. Шумиха по поводу DHL – это замечательно, но, вообще-то, есть куда больший трафик, идущий через Почту России, у которой, еще раз, вообще нет возможности отслеживать посылки. То, что таможня будет работать с грузами быстрее, так она и раньше не особо затягивала их оформление.

В январе был короткий период, когда таможня стала работать с грузами по более сложной схеме, и это привело к задержкам. Собственно, этим обстоятельством перевозчики мотивировали свой возможный уход с российского рынка…

На деле, все как возилось, так и возится. Да, в какой-то момент ФТС прижала хвост перевозчикам: таможенники заявили, что будут досматривать каждую посылку по отдельности. Кто дал эту команду – я не знаю. Слухи ходят разные. Если смотреть на ситуацию объективно, можно отметить следующее. С одной стороны, России невыгодна трансграничная торговля, потому что из-за большого товарооборота с Америкой и Европой действительно довольно много денег уходит из страны. С этой точки зрения закручивание гаек вполне разумно. С другой стороны, наши спекулянты готовы накручивать цены до заоблачных высот, и на них практически нет управы. Вообще-то, люди с удовольствием покупали бы товары внутри страны. Меня это возмущает больше всего. С какой стати у нас не действует закон, который запрещал бы такие безумные накрутки, особенно на детские вещи, на игрушки? У нас все это действительно стоит безумных денег по сравнению с тем, с другими странами: в Европе чуть дороже, в Америке - вообще три копейки

Раз уж б этом зашла речь, что вы чаще всего покупаете за рубежом через интернет?

Сама я не совсем укладываюсь в эту схему. Но в основном люди покупают детскую одежду, зимнюю одежду, игрушки, те, кто увлекаются техникой – покупают технику. Кстати, я бы не сказала, что доля техники велика в общей массе остальных товаров. Технику покупают мало. В основном покупают шмотье. Те, кто покупает технику, как правило, рассчитывают приобрести ее очень дешево, поэтому они покупают в Китае, но это уже другая история. Технику везут по-другому. Покупателям поставляют ее напрямую из Китая, то есть, чаще всего, это не Почта России.

И экономия, в среднем, составляет…

Экономия огромна. Предположим, я покупаю там за 50 долларов товар, который здесь запросто может стоить 15 тыс. руб. А детская одежда и все остальное – тот же «Детский мир» накручивает просто заоблачные цены.

Года четыре назад тоже почему-то было ограничение в 300 евро или 300 долларов, и все большие посылки «шмонались», даже если с вещей были срезаны все бирки, и отправление шло как подарок. Это было совсем недавно. Люди на таможне - не дураки, прикидывали, сколько реально это может стоить, и человек попадал на таможенную пошлину, которая тогда тоже была немаленькая. Необходимость грабительской пошлины вызывает вопросы. Ведь вполне можно ограничиться какими-то человеческими 10-15%. Человек сам придет и заплатит. Я вот лично заплачу эти 15% прямо на почте. Я бы с удовольствием пришла и заплатила эти деньги в казну нашего государства. А получается наоборот. Они, видимо, хотят, чтобы покупали не заграницей, а здесь – у наших барыг. Но наши барыги примерно такой же процент и платят. То есть это как бы несправедливо по отношению к гражданам. Выходит так, что барыгам мы даем зарабатывать на всем этом капиталы, а простые потребители вынуждены покупать у них в отсутствие альтернатив. Я готова заплатить какой–то процент с товара, который я ввожу, например, с большого количества детских шмоток, но процент человеческий, а не 30%. 30% - это, конечно, много. Но все равно люди будут покупать.

Но 30% еще не ввели…

Они еще вообще ничего не ввели. Пока это лишь разговоры. Я просто вот чего не понимаю, и это, в самом деле, интересно: а кто это все замутил? То есть вообще изначально – кто инициировал процесс?

Все говорят о лоббистах из числа пресловутых «барыг», то есть крупных российских интернет-магазинов.

Ну, никто ведь свечку не держал…

А что с Почтой России? Насколько ей выгодна трансграничная торговля, учитывая, что структура зачастую бывает парализована огромным потоком посылок?

Я думаю, им это выгодно. Да и государству было бы выгодно брать с этого какой-то человеческий налог.

Все-таки посылки идут очень долго. Почта, очевидно, справляется с трудом.

С трудом. «Почта России и пусть весь мир подождет!» Посылки идут долго. Быстро товар можно получить только с помощью компаний экспресс-доставки. Немаловажный момент состоит в том, что существуют огромные посреднические компании, типа shopfans.ru или shipito.com. Они возят большими объемами. В Америке я покупаю товар с карты, которую мне предоставляет посредник. Поскольку доставить покупки в Россию напрямую нет возможности, товар отправляется на огромные склады, принадлежащие этим компаниям. Это целый бизнес, довольно большой.

Я слышал, что товары, возможно, теперь будут идти через Казахстан.

Дело в том, что крупные посреднические компании вроде shopfans.ru или shipito.com сейчас пребывают в достаточно удрученном состоянии, так как их бизнес прикрывается. В принципе, их тоже не сильно жалко. Разумеется, сейчас все будут лихорадочно искать обходные пути. Насколько я знаю, мы с Казахстаном в одном Таможенном союзе, но Казахстан категорически отказывается снижать свои 1000 евро, потому что к ним идет очень много товара из Китая, да и вообще Казахстан, по сути, крупный перевалочный пункт. Соответственно, теперь крупные компании, - оказывавшие именно посреднические услуги, ничего не производившие и не покупавшие, а исключительно перевозившие товары, имея собственные склады и систему логистики вплоть до курьеров, - либо прикрываются, либо переходят на какие-то альтернативные рынки. В таком случае мы, так сказать, даем работу Казахстану.

Я, конечно, не очень пристально слежу за этим всем. Все-таки не совсем моя тема. Так, заказываю что-то иногда. Я не фанатка такого шопинга. Что касается моих личных посредников, то это обычные домохозяйки, сидящие дома с двумя-тремя детьми и имеющие своего человека в Америке. Это просто частные лица, которые работают в интернете. Например, моя подруга, с которой я познакомилась в ЖЖ, создала там сообщество, посвященное покупкам за границей. Ее подруга, в свою очередь, живет в Штатах, и ей нечем заняться – вот они и решили поработать вместе. Это такой бизнес домохозяек. Что они делают? Я захожу на сайт любого интернет-магазина Америки, выбираю вещь, которая мне нужна, отправляю ссылку на эту вещь и ее название своей подруге в Москве. Она в свою очередь отправляет своей девочке в Америке. Та покупает товар и отправляет его в Москву. То есть имеется всего два посредника между магазинами. Эти девочки шлют Почтой России, DHL им до фонаря. И это очень большой объем рынка. Так, на самом деле, работают очень многие, здесь все держится на личных контактах в Америке.

Такую деятельность государство склонно рассматривать как незаконное предпринимательство…

Но это и есть незаконное предпринимательство. На самом деле. Никто не зарегистрирован, никто не платит налогов. Вообще никто ничего не платит. И это как бы не есть хорошо.

Подводя итог, вы видите решение проблемы в разумной пошлине, порядка 10%?

Вряд ли они установят пошлину 10%, хотя для государства это было бы прекрасно. В чем фишка этих 10%? Если бы они сделали пошлину 10, даже 15% - эти деньги бы уходили в казну страны. Как только размер пошлины составляет 30% - это становится совсем невыгодно. Проблема в том, что еще процентов 15 я вынуждена заплатить за доставку и прочую тягомотину. На выходе я переплачиваю 45-50%. Никто этого делать не будет. Либо посылки пойдут через Казахстан, либо опять возникнет челночный бизнес. Люди будут просто летать за границу, и возить товары сюда.

Объем незаконного предпринимательства в результате возрастет?

Скорее он останется прежним. Но государство опять ничего не получит. Тут все-таки нужны двоякие меры. Либо контролировать цены, чтобы не было таких 300-500% наценок на товары ширпотреба, либо вводить какую-то вменяемую пошлину. Мы же все равно этот товар не производим. Мы же эти сапоги внутри России не делаем. И игрушки не делаем. Если бы мы шили, можно было бы сказать: ОК, мы защищаем свой рынок, потому что, как было в случае с автомобилями, нам надо поднимать свой автопром. Отлично, давайте поднимать автопром. Но, к сожалению, наша лёгкая промышленность, как и 50 лет назад – практически мертва. Деньги, которые могли бы реально пойти в казну – пройдут мимо нее. Никто не будет покупать в kupivip.ru, потому что люди реально знают, что сколько стоит: те, кто уже покупает на этом рынке. Обычный потребитель все-таки не дурак. Не знаю, каков объем этого рынка…

Порядка 2 млрд долл.

Ну вот. И все пойдет мимо. Разумеется, какие-то люди все равно будут покупать товары в российских интернет-магазинах, но эти магазины хотят каких-то безумных объемов, которых у них все равно не будет. Все пойдет мимо кошелька страны.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика