Эсеры не контролируют своих «левых»

10 июля 2013 / 20:44

Левый сегмент в партии есть, но он там не органичен, это сегмент действует самостоятельно, не очень ориентируясь на партийные установки

«Справедливую Россию», учитывая ее генезис, не считают левой партией. Она формировалась исключительно сверху в рамках реализации идеи о двух крыльях: «Единая Россия» - правое крыло, а эсеры, по идее, - левой крыло партии  власти, всосав в себя левые структуры. Но этого не произошло и «Справедливая Россия» как партия не состоялась.

Это заметно и по разношерстности людей, которые туда входят. Безусловно, там есть и некоторое число вполне достойных левых: Олег Шеин, Илья Пономарев, ряд других. Да, левый сегмент в партии есть, но он там не органичен, это сегмент действует самостоятельно, не очень ориентируясь на партийные установки.

«Справедливой России» как единой партии никогда не было. Миронов был номинальным лидером, который занимал большой государственных пост. И этот пост исключал возможность заниматься протестной активностью, занимать последовательную левую позицию. Да, он порядочный в личном плане человек, но как только он стал допускать какие-то высказывания в рамках левой парадигмы, он тут же потерял место в Совете Федерации.

Что касается Левичева, то он всегда был в «Справедливой России» серым кардиналом, главным орговиком, главным диспетчером денег, все спонсорские вливания в партию шли через него. Его публичная роль минимальна, а вот в реальности она очень велика. И если его исключать из партии, если он перестанет быть ее председателем, это будет правильно с имиджевой точки зрения, но я не верю, что имидж «Справедливой России» что-то может спасти. Этот имидж настолько мозаичен, что его, строго говоря, нет.

В плане имиджа партии Левичев «замечательно» поработал «пилой-болгаркой» в ходе московских выборов и получил заслуженное последнее место. Это его главный вклад в имидж партии.

Уход Левичева – это момент катарсиса для партии. Грубо говоря, если «Справедливая Россия» хочет остаться в левом поле, то ей нужно избавлять от правых людей. Но создавали эту партии люди, тесно аффилированные с Кремлем, поэтому если Левчев уйдет из партии, из «Справедливой России» тут же уйдет вертикальная оргструктура, деньги, важные кремлевские контакты. В результате партия неизбежно откатится на маргинальное политическое поле.

А насчет того, кто будет председателем – это все мышиная возня. Они могут меняться креслами, исключать друг друга, но это не решит проблемы. А главная проблема, бомба замедленного действия, была заложена при рождении «Справедливой России». Любая партия, которая создается сверху, может кратковременно выстрелить. Но долго так существовать нельзя. «Справедливой России» нужно либо полностью менять свой облик и политическую суть, становится реальной левой партией (но тогда ее проще с нуля создать). Либо ей нужно избавиться от левых в своих рядах, что, собственно, она и делает: Гудковых они уже выдавили, Пономарева выдавили де-факто. Могут выдавить и Дмитриеву, но для нее это не критично, поскольку она популярна в Питере, ей рады везде, ее даже коммунист Мельников на московских выборах позвал в состав своего возможного коалиционного правительства столицы.

А вот партии уже давно нет как политического субъекта. В роли подпорки «Единой России» она никому не нужна в условиях, когда формируется ОНФ. Пока «Единая Россия» была жесткой структурой с правоцентристским наполнением, то эсеры были нужны ей в качестве оппонентов. Сейчас, поскольку идет переформатирование в рамках ОНФ, остатки «Справедливой России» рано или поздно в него вольются.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика