Важно, чтобы не было связанных с выборами скандалов
На ваш взгляд, насколько демократична и допустима практика, когда фаворит губернаторских выборов договаривается со своим главным конкурентом сняться с гонки в обмен на место в своей команде?
С точки зрения политика или политтехнолога в этом нет ничего предосудительного. На выборах, в отличие от спортивных соревнований, второе место не призовое. И предложение обменять его на место в команде или в Совете Федерации вполне привлекательно для обеих сторон. Тем более что выборы – это только часть политического процесса и политической биографии. С другой стороны, повторное участие таких кандидатов в выборах любого уровня уязвимо. Им всегда могут предъявить претензию: «Ты предал своих избирателей, променял их на мягкое кресло!»
Происходят ли, по вашему мнению, какие-то позитивные сдвиги в борьбе с использованием административного ресурса на выборах? Кремль заинтересован в борьбе с использованием административного ресурса своими кандидатами против оппозиционных конкурентов?
Сегодня для властей (в первую очередь федеральных) небольшое ухудшение результатов «своих» кандидатов не страшно. Гораздо важнее, чтобы не было связанных с выборами скандалов. Да и сами провластные кандидаты в большинстве случаев сами по себе чувствуют себя достаточно уверенно и при правильной организации предвыборных кампаний могут победить без всякого административного ресурса.
Единственные, кто по-прежнему заинтересован в использовании адимнресурса, это низовой, районный уровень власти (особенно, если он не избирается, а назначается). Именно им надо каждый раз объяснять и доказывать кандидатам свою важность, полезность и незаменимость – «без нас, без нашей поддержки вы просто не победите!». А отсюда и безумные скачки явки или результатов голосования, особенно у объективно сильных кандидатов, которых, тем не менее, раскрутили на использование админресурса.