Детям и подросткам нужно прививать вкус и правила пользования языком, в т.ч. правила использования мата

30 июля 2013 / 16:40

Нецензурные слова не должны работать связками между мыслями

Чем больше мы запрещаем, тем больше соблазнов мы создаем. Чем больше границ – тем больше желание их переходить. Как писал апостол Павел: «Грех пришел только после запрета». Когда мы начинаем что-то запрещать, мы создаем ту самую изюминку – запретный плод. Если бы люди не обращали внимания на мат, не выделяли бы эти слова из всех остальных, то никакой нецензурной брани бы не существовало, и никого бы это не шокировало. Людям очень важно проводить границу так называемого цензурного и так называемого нецензурного для того, чтобы поддерживать фантазм о культурности и дикости, о границах цивилизованного, границах допустимого и недопустимого. Это те конструкты, на которых держится цивилизация, те фантазмы, на которых стоит наш мир.

Что касается прикладных моментов, мат – это определенный инструмент языка, наполненное экспрессией означающее. Задача состоит в том, чтобы правильно и вовремя этот инструмент использовать. Есть разные инструменты, например, есть топор и есть скальпель. Если вы находитесь в лесу, и вам нужно срубить дерево, скальпель вам вряд ли пригодится. Но это не значит, что от скальпелей нужно вовсе отказаться, выкинуть их или запретить. То же самое касается и мата. В определенных обстоятельствах, в определенном контексте и дискурсе – эта лексика необходима. Вопрос в том, чтобы подростков и детей научить правильно использовать эти слова вовремя и к месту. Это как приправа к блюду: нельзя перебарщивать и уж тем более нельзя питаться только специями.

Детям и подросткам нужно прививать вкус и правила пользования языком, в т.ч. правила использования мата. И здесь, конечно, нам пригодится опыт великой русской литературы.

Было бы неплохо, предположим, читать Пушкина и Вяземского без цензуры, потому что у них тоже встречается подобная лексика, но, разумеется, не через каждое слово, а очень к месту и очень по делу. Нужно не запрещать детям мат, а учить их правильно и вовремя его использовать. Таким образом, чтобы нецензурные слова не были просто связками между мыслями.

Очень часто слышишь подобную речь и понимаешь, что человек просто не находит нужного слова и выражает свои чувств и эмоции с помощью трех-четырех матерных слов. Это очень обедняет язык, обедняет внутренний мир, ограничивает опыт человека. Задача не в запрете, а в обучении языку.

Я не вижу принципиальных различий между поведением людей в социальных сетях и в устной речи. Неприятная тенденция состоит в том, что нецензурная брань заменяет то, что люди не могут выразить, и выступает как глагол-связка в английском языке. В русском языке мат часто выступает как такая связка, которая связывает отдельные слова и придаёт выражению законченный вид. Бранные слова выполняют именно такую функцию заменителей. При этом нивелируется экспрессия и выразительность, которая в этих словах есть. Если ты через слово используешь мат, он теряет накал, энергетический заряд. Тем самым, мы обедняем и матерный язык, и свой внутренний мир. Это свидетельствует о том, что человек попросту не умеет пользоваться языком, не владеет своим инструментом, что выражать чувства. Мне кажется, что это общая тенденция и в интернете и в повседневном общении оффлайн.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика