Вопрос сдачи ЕГЭ воспринимается как критическая проблема вне зависимости от образовательных притязаний семьи
Обращаясь к результатам Единого государственного экзамена, хотелось бы оставить за скобками конкретные баллы, достигнутые выпускниками российских школ в 2014 году. Сравнительные балльные распределения в значительной степени определяются сложностью заданий и заданными экспертам критериями проверки, которые изменяются как от года к году, так и по различным предметам.
Как представляется, на этот раз удалось избежать прошлогодних масштабов фальсификации результатов путем заблаговременного получения (приобретения) тестовых заданий. Крайне важно закрепить ситуацию, при которой для всех выпускников обеспечены равные и справедливые условия прохождения итоговой аттестации. Это – базис, на основе которого можно решать достаточно сложный комплекс проблем.
За годы, прошедшие с момента внедрения ЕГЭ, как со стороны школы, так и семьями школьников проделан значительный комплекс адаптационных усилий, что подтверждают результаты опросов, проведенных в рамках исследовательской программы РАНХиГС при Президенте РФ. Администрация и преподавательский состав школ прилагают значительные усилия к повышению соответствия требованиям ЕГЭ. Домохозяйства выстраивают специальные образовательные стратегии. Лишь около четверти родителей школьников считают, что школа дает возможность сдачи ЕГЭ на высокие баллы без дополнительной подготовки. Таким образом, высокие образовательные притязания необходимо подтверждать обращением к системе дополнительного образования, которое к настоящему времени практически стало социальной нормой (по нашим последним данным, среди всех школьников распространенность дополнительного образования превышает 60%, а в старшей школе достигает 80%).
Наши исследования показывают, что вопрос сдачи Единого государственного экзамена массово воспринимается как критическая проблема вне зависимости от уровня подготовки ребенка и образовательных притязаний семьи. Как свидетельствуют данные репрезентативного опроса родителей московских школьников, проведенного Институтом гуманитарного развития мегаполиса в этом году, уже более 40% родителей первоклассников заявляют об обеспокоенности, связанной с предстоящей сдачей ЕГЭ; при этом с переходом школьника в каждый последующий класс волнение родителей возрастает.
Существующий стресс вызван в первую очередь не требованиями к знаниям выпускников, а постоянными изменениями, связанными как с номенклатурой предметов, которые необходимо сдавать при поступлении на различные направления вузовской подготовки, так и с формой проведения экзамена. Дальнейшее совершенствование системы ЕГЭ должно быть направлено на сглаживание существующего напряжения путем стабилизации «правил игры» и создания комфортных условий прохождения аттестационных испытаний выпускниками школ.