Чехия крайне недовольна тем, что Украина стала головной болью Европейского союза
Я бы не сказал, что Чехия является защитницей России, поскольку с довольно давних времен — с 1968 года и во время правления Гавела, позиция чехов была довольно критичной по отношению к России. Чехия больше чем гранды ЕС — Германия, Франция, Италия, постулировала ценностную позицию. Россия была чужда чехам именно в разрезе ценностей.
С другой стороны, позиция Чехии в ЕС была всегда специфичной, потому что чехи в большинстве своем являются евроскептиками. С конца 90-х чешская элита была настороженно настроена по отношению к ЕС и даже после вступления в него эта настороженность сохранилась. В значительной мере с этим связан нынешний парадоксальный момент, когда Чехия, при в целом критичном отношении к России, в контексте санкций занимает особую позицию. Помимо всего прочего тут надо учитывать экономические моменты. Туристы очень важны для Чехии, а ответные меры России приводят к снижению их потока из нашей страны. В Чехии есть русский бизнес, но нельзя сказать, что он представлен активно. Скорее там доминирует немецкий бизнес.
Нельзя так же сказать, что в украинском кризисе Чехия занимает близкую к России позицию. Но ее позиция более рациональна и менее пробрюссельски ориентирована, чем у большинства стран ЕС. У нас не должны быть иллюзий по этому поводу. Чехам не близка ни позиция Москвы, ни позиция Брюсселя. Они подчеркивают ответственность украинцев за сложившуюся ситуацию. Чехия крайне недовольна тем, что Украина стала головной болью Европейского союза и требует дополнительного финансирования. Чехи не хотят, чтобы ЕС брал еще кого-то на содержание.