Без гражданского общества чиновники просто будут не в состоянии помочь такому потоку беженцев
Хорошо, что государство выделяет пять миллиардов рублей, плохо то, что предыдущие несколько месяцев ничего этого не было и беженцами из Украины занималось почти исключительно гражданское общество. И есть важный аспект: без гражданского общества чиновники просто будут не в состоянии помочь такому потоку беженцев. Меж тем ни от Дмитрия Медведева, ни от Константина Ромодановского я ничего не услышала о роли гражданского общества. ФМС, впрочем, хоть и называется гражданской службой, по сути является полицейской структурой — им сложно сотрудничать с общественными организациями, они просто не умеют этого делать. А общественные организации не привыкли быть в положении вымаливающих что-то у чиновников. И все-таки без гражданского общества проблему не решить — чиновники не смогут ее решить ни морально, ни физически.
На улице Пятницкая, где находится управление ФМС по Московской области, я регулярно вижу буквально толпы беженцев из Украины на улице, ждущих своей очереди. А управление может принять не более трехсот человек в день. Так что разговоры о том, что процесс предоставления документов необходимо сократить с месяца до трех дней — это только разговоры.
Затем важным обстоятельством является то, что несмотря на все заявления федерального правительства, принимают людей регионы. А они как-то не торопятся присылать списки, заявки на тех, кто им нужен и кого они готовы принять. Недавно была такая история, когда одной семье из лагеря для беженцев в Воронеже предложили переехать в Омск, пообещали работу и жилье. А когда они приехали и увидели какое жилье — то вернулись в Воронеж и стали проситься обратно в лагерь. А их уже не могут пустить.
Одна из наших организаций — «Уральский дом» - у нее был проект модель мигрантских мостов, они его пять лет разрабатывали. Так вот там было четкое разделение: с той стороны готовятся документы, здесь — работа и жилье. При этом все данные были известны, вплоть до того, что работодатель и будущий работник общались по «Скайпу» - вдруг они друг другу не понравятся?
Факт еще в том, что эта волна беженцев отличается от всех предыдущих, которые я наблюдаю еще с советских времен. Беженцы из Украины довольно амбициозны.
И вот здесь важный момент: не надо томить людей ожиданием статуса от государства. Не надо сеять ожидание, что Россия все даст им. Надо им объяснять, что они сами должны начинать вертеться. Не надо, извините, плодить иждивенческие настроения.