США – страна номер один по уровню пиратства
Чем Вам не нравится «антипиратский закон»?
П.Рассудов: Этот закон позиционируется в поддержку отечественной культуры. Но бюджетной нагрузки он не предполагает, а значит и толку от него не будет. Потому что заниматься развитием культуры бесплатно невозможно.
Отечественному кинематографу бы помогло развитие сети кинотеатров в маленьких городах. Но на это нужны деньги. Проще попиариться на вот таком законе, какой мы имеем.
Второе – нормы этого закона защищают не отечественных кинематографистов, а западных, потому что 80% рынка принадлежит им.
Третье – закон не решает системных проблем авторского права. Принудить пользователей к такому миру не получится без восстановления баланса прав пользователей и правообладателей. Сегодня он нарушен в пользу последних. Пользователи ущемлены.
Проблема – это ссылки. Кто-то подозревает какой-нибудь торрент-трекер в нарушении авторских прав, его блокируют, находят ссылку на него у меня – блокируют и меня. Блокируют всех, кто ссылается на меня. Вопрос в том, какова будет правоприменительная практика. Если ее доводить до неотвратимости – это будет абсурд, так можно весь интернет закрыть.
Ящик Пандоры открыт. И я не сомневаюсь, что список информации, за которую можно блокировать, будет расширяться.
Если я правильно понимаю, то ваша позиция заключается в том, что подобное регулирование в принципе не нужно, потому что оно не самодостаточно и не решает проблему в комплексе. Но, тем не менее, подобные законы есть во многих странах мира. Достаточно вспомнить эпизоды из многочисленных западных фильмов, где подростки всерьез опасаются, что их могут посадить в тюрьму за незаконное скачивание песни или фильма из интернета.
П.Рассудов: Подобные проблемы есть во всем мире просто потому, что интернет появился относительно недавно и сразу же разрушил основы старой копирайт-индустрии. Но не нужно поддаваться воздействию мифов, мол в США очень сильно соблюдаются авторские права. США – страна номер один по уровню пиратства. Как минимум, потому что у них пользователей гораздо больше, чем в России и при этом каналы интернета у них шире. В абсолютных цифрах, они качают больше, чем мы. В процентах – это порядка 70% (от общего объема скачанного контента). В России – это 90%. Разница достигнута не за счет жесткого законодательства, а за счет инфраструктуры. Кинотеатры, ITunes (интернет-сервис для покупки медиаконтента), проникновение платежных систем, банковских карт среди населения. Этим и нужно заниматься. Это и есть главная претензия к закону: вместо того, чтобы заниматься полезными вещами, они пытаются ужесточить и без того несправедливое положение вещей.
Нужен новый общественный договор между пользователями, авторами, правообладателями. Но закон рассматривают за неделю, на поправки профессиональной среде отдается три дня и при этом ничто не учитывается. Они даже не провели оценку регулирующего воздействия, то есть не работали с научным инструментарием и даже не знают, к чему этот закон приведет. Но ведь есть вероятность, что из-за этого закона пострадают сами правообладатели. Легальные сервисы, которые хотели находиться в легальном поле, будут ущемлены, и еще больше озлобленный пользователь пойдет от них на те площадки, которые авторские права нарушают сознательно и готовятся к этому (из расчета тут же переместиться на новый адрес – ред.).
Что произойдет уже в ближайшее время? Будут какие-то массовые блокировки или же напротив, как утверждают отдельные специалисты, технически реализовать этот закон невозможно и все блокировки будут каплей в море?
П.Рассудов: Я ожидаю, что попадут под нож сайты, которые генерируются самими пользователями. Это форумы, сайты основанные на вики-движках, библиотеки, энциклопедии, торрент-трекеры. Наверное, это не случится прямо 1 августа, но это будет набирать обороты. Мы в какой-то момент увидим, что из «Вконтакта» исчезнет советское культурное кинематографическое наследие, те фильмы, которые создавались в СССР за деньги налогоплательщиков. Если тогда эти старые фильмы принадлежали всем, то сегодня - частным студиям. Если «Мосфильм» выкладывает свои фильмы на YouTube, то так же поступают не все бывшие студии СССР.
Сайты, которые предлагают бесплатный просмотр фильмов, но с рекламой, обладают крайне скудной библиотекой. Какое-то популярное кино найти можно, но мировой художественной библиотеки нет. Значит, пользователь пойдет туда, где это все будет.
В интернет-подполье?
П.Рассудов: Да мы в этом интернет-подполье находимся с октября 2012 года, когда впервые начал работать закон о произвольных блокировках за контент, вредный для детей. Из-за этого многие сайты перешли на нелегальное положение. Пользователи выясняют, что такое VPN, анонимайзеры, Tor (сервисы, позволяющие скрывать свой «след» в интернете – ред.).