У Путина, правда, это получалось лучше, потому что его все боялись
В последнее время правительству постоянно предъявляются претензии по качеству управления. Как вы считаете, насколько эффективен нынешний кабинет министров?
Нынешнее правительство неэффективным считают не только коммунисты, но и все, кто взялся за труд это хоть как-то измерить. Нет такого критерия или параметра, по которому эффективность государственного управления оценивалась бы даже средне.
Те проблемы, которые озвучиваете вы – это не показатель эффективности или неэффективности кабмина, а признак его коалиционности, как было со времен Виктора Черномырдина. Только речь не о коалиции партий, а о коалиции групп интересов, амбиций.
Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что амбиции не может согнуть в бараний рог ни один премьер. У Путина, правда, это получалось лучше, потому что его все боялись.
Ряд экспертов полагают, что проблемы правительства кроются в его деполитизированности, дескать, был бы премьер более значимой политической фигурой и качество управления бы выросло. Так ли это?
Абсолютно нет. Умелый и эффективный премьер, конечно, сильно поможет эффективности правительства. Но когда у нас говорят, что не исполняются указы президента, можно заподозрить две версии: либо указы неисполнимы, либо вся вертикаль не способна их выполнить.
То есть речь идет о необходимости смены власти?
Пусть эта власть попробует научиться работать эффективно.
Что на ваш взгляд для этого нужно?
Нужна сменяемость власти, нужна подотчетность власти, нужно, чтобы власть боялась, что ее призовут к ответу. Призвать к ответу ее может только народ. Это значит, что необходимо больше демократичности, больше конкурентности. Нужны меритократические качества отбора, чтобы наверх поднимались не самые мощные лоббисты и лучшие друзья властителей, а те, кто лучше умеют справляться с делом. Если такая система будет, то они задумаются, что у нас неэффективно.
Нельзя сказать, что правительство не внедряет современных управленческих технологий. Очень даже внедряет. Оценка регуляторного воздействия, электронное правительство, административные регламенты – все это делается. Может, не стой скоростью, какой хотелось бы, но делается. Технологически правительство развивается. А общая эффективность падает, потому что во власти застой, власть никому неподотчетна, ни парламенту, ни народу.
Могла бы нам помочь смена принципов формирования правительства. Например, как во многих европейских странах, где кабмин назначает парламент?
Правительство формируется не всем парламентом, а победившей партией или коалицией победивших партий. Как только у нас в стране появятся настоящие партии, об этом можно будет говорить. Понятно, что это спор, что раньше появилось курица или яйцо. Но правительство, сформированное парламентом, получается там, где в парламенте сидят сильные и ответственные перед обществом политики. У нас я таких вообще не наблюдаю ни во власти, ни в оппозиции.