2013 год запомнится безусловной победой власти над несистемной оппозицией

01 июля 2014 / 18:04

Политическая стабилизация в 2013 году состоялась благодаря успешной политике Кремля в отношении непарламентской оппозиции и ее лидеров

Если говорить о внутриполитических итогах года, то 2013 год следует признать одновременно годом политической стабилизации и годом неразрешенных противоречий. Такое двойственное толкование итогов уходящего года станет более понятным, если мы отметим, что политическая стабилизация в 2013 году состоялась благодаря успешной политике Кремля в отношении непарламентской оппозиции и ее лидеров. Неразрешенные противоречия же в 2013 году стали наиболее отчетливо заметны в поле системной политики, в партийной системе страны и на уровне местного самоуправления.

Уходящий год запомнится безусловной победой власти над несистемной оппозицией, которая в связи с помилованием Владимиром Путиным Михаила Ходорковского фактически прекращает свое существование.

«Болотное» движение 2011-2012 годов, ставшее возможным благодаря глухому недовольству политических и бизнес-элит выдвижением Владимира Путина на третий президентский срок, в 2013 году политически полностью исчерпало себя.

Наиболее заметные фигуры российской несистемной политики либо пошли на сотрудничество с властью (например, Борис Немцов, который в уходящем году стал депутатом Ярославской облдумы), либо перестали получать финансовые средства от спонсоров «болотного» движения, которые так же предпочли договориться с властью.

Одним из базовых постулатов  теории «бархатных революций» является констатация того факта, что принятие действующей в стране властью к исполнению требований несистемной оппозиции и инкорпорирование ею в свои ряды лидеров несистемного протеста ведет в конечном итоге к ослаблению позиций этой власти и перехвату управления в стране под контролем внешних игроков.

Однако 2013 год показал, что в России это правило не сработало. Дав лидерам несистемного протеста (Навальный, Ройзман, Немцов и др.) возможность принять участие в региональных выборах 8 сентября, Кремль не только не ослабил своих позиций, но и приобрел дополнительные средства контроля над действиями этих лидеров.

Так, например, после более чем успешной для себя кампании по выборам мэра Москвы один из наиболее перспективных лидеров несистемного протеста Алексей Навальный не только больше не выступает с призывами к силовому штурму здания Центризбиркома и других органов власти, но и вообще исчез из публичного поля и вот уже несколько месяцев не дает комментариев представителям СМИ.

Публичное молчание Навального – лучшее доказательство того, что Кремль установил полный контроль над лидерами несистемного протеста.

К этому следует добавить, что объявленная в декабре Госдумой с подачи президента Путина амнистия к двадцатилетию российской Конституции фактически «обнулила» все основные линии противостояния между властью и несистемной оппозицией (дело PussyRiot, «болотное дело», дело Greenpeace).

Таким образом, у несистемной оппозиции к концу 2013 года не осталось существенных претензий к власти. Есть лишь несущественные претензии, которые не играют особой роли. Первые интервью после выхода на свободу, данные Михаилом Ходорковским, которого уже давно прочили в «духовные отцы» антипутинского протеста, показали, что у власти и несистемной оппозиции в настоящее время существуют лишь «стилистические разногласия» по поводу того внутри- и внешнеполитического курса, которым ведет страну Владимир Путин. Базовые, системные элементы этого курса, вроде незыблемости границ и безусловной защиты суверенитета страны от внешнего влияния, несистемной оппозицией не оспариваются.

Однако победа Кремля над несистемной оппозицией в 2013 году обнажила скрытые пороки и противоречия в системном поле российской политики и прежде всего, в партийной системе. Либерализация законодательства о партиях, проведенная в 2011-2012 гг, своих главных целей (расширение политического спектра, создание условий для роста политической конкуренции) не достигла. Новые партии без дополнительного «допинга» со стороны Кремля составить сколько-нибудь заметную конкуренцию партиям - «старожилам» не способны, а сами «старожилы» по-прежнему продолжают находиться в состоянии летаргического сна, в который они впадают каждый раз после окончания очередного федерального электорального цикла.

К тому же, реализация структурных реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и социальной сферы выявила системные недостатки на уровне местного самоуправления (МСУ), в результате чего эти реформы буксуют и наносят серьезный вред гражданам страны, ради повышения качества жизни которых эти реформы и затевались.

Все эти неразрешенные противоречия, обнаружившиеся в уходящем году, должны быть обязательно разрешены властью в году наступающем.

Так, рано или поздно, но должен быть решен вопрос о том, каким именно образом сосуществуют «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт -  являются ли они частями единого целого или конкурируют друг с другом.

Рано или поздно, но именно в 2014 году должен быть решен вопрос о смене политических поколений в партиях парламентской оппозиции – сейчас уже совершенно очевидно, что ни Геннадий Зюганов, ни Владимир Жириновский, ни Сергей Миронов более не способны приносить своим партиям хоть сколько-нибудь значимую прибавку голосов на выборах всех уровней.

Наконец, именно в 2014 году должен быть определен путь реформирования системы МСУ. Причем, реформа местного самоуправления совершенно очевидно должна быть взаимоувязана со стратегией развития партийной системы страны.

Поиск способа и формы представительства интересов формирующегося нового путинского большинства в партийной системе страны и на уровне общественных организаций – главная задача российского политического класса на 2014 год. Именно от решения этой задачи зависит будущее политической стабильности в стране.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика