Лет десять с лишним назад, когда Гиренок собирался было пригласить Мамлеева прочитать доклад на кафедре, а тот взял и умер, я спросил кого-то из литературоведческой тусовки вокруг «Афиши» (типа вот про Проханова есть, а про Мамлеева – нет?), почему у нас никто не пишет про Южинский кружок
И боле того, в Википедии даже нет статьи о нем. Мне сказали, что это чушь, никто ими заниматься из серьезных людей не станет, но есть такой молодой автор, Лукоянов, он там что-то кажется уже сочиняет. С тех пор статья в википедии появилась (и даже появилась про некрореализм!) правда маленькая и неинформативная. И первая книжка про южинцев.
Про Мамлеева мне рассказал бывший философ, а ныне борец с алкоголизмом Лохов, это были 90-е, и он сам угорал от Лимонова. На Мамлеева он ходил на факультете, где тот читал что-то вроде индийской философии, а на деле – про себя. Это было забавное время, на отделении переподготовки, то есть втором высшем образовании, которое тогда еще было в МГУ, собрался какой-то странный букет непонятных людей: кроме Мамлеева вечерникам читал курс Виктюк, еще какие-то контркультурщики, а от них не отставали и кадровые преподаватели факультета: Чанышев читал стихи поезии («зачем философу жена, ведь не субстанция она»), Бочаров в драбадан пьяный после защит диссертаций швырял в аудиторию мелом («бога нет! Я книгу об этом написал!»). Параллельно на самом факультете читали Бибихин, Доброхотов, Кураев… Но Мамлеев мне не понравился, но мне вообще художка не нравится, так что свое первое впечатление я списал на именно эту свою привычку. Мамлеева с тех пор я не читал. Как и Проханова, но про последнего благодаря Данилкину знаю все. Теперь буду знать благодаря этой книжке.
Мамлеева я читал только его смешные интервью про Америку. Может и хорошо, т.к. вот что люди пишут про его творчество на сайте Горки.Медиа: «Не могу читать великого русского писателя Юрия Мамлеева. Вышла у него книжка «Утопи мою голову». Я прочел это замечательное, небольшое, но яркое произведение и на месяц свалился в лежачую депрессуху. Целыми днями не вставал и пялился в потолок, но как-то оправился, вернулся к нормальной жизни. И тут ко мне друг стучится в дверь и говорит: заходи ко мне, ко мне дядя Юра Мамлеев с портвейном пришел. «Передай своему дяде Юре, чтобы шел <*****> [к черту — прим. ред.]», — сказал я и захлопнул перед ним дверь».
И в глубинах социальных сетей: «Я готовила какую-то статью о Мамлееве, а потом, с перерывом дней в пять что ли, писала релиз для сборника рассказов с иллюстрациями Галатеи Шемякиной. И недели две потом кошмарами мучилась — жизнерадостная графика меня доконала…»
Короче, пока читать не буду. И даже не стану распаковывать, а то мало ли что, и из книжки вылезет и поселится в соседней комнате, предназначенной для передержки философов, шатун.
Шайтан, то есть.