Жители России перестали запасать продукты впрок

20 января 2016 / 13:37

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают жители России. К концу 2015-го активность действий населения по приспособлению к кризису изменилась.

Кризисный год оказал определенное влияние на потребительское поведение сограждан. Так, доля тех, кто сообщает, что больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе). Об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что делают это в течение полугода и 7% — в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 г.).

Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% — начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе — 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг — 34% респондентов в январе и 35% в декабре.

Иные методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32% (при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%), тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке — 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Около четверти тратят сбережения на повседневные расходы (26%), однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) и/или берет кредит в банке (20%). Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.

Олег Чернозуб, руководитель Отдела Мониторинговых исследований ВЦИОМ: «Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары — предприятия не могут продать произведённое — следуют увольнение работников или задержки зарплат — спрос сокращается в ещё большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешёвые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, — расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве. Дело в том, что на горизонте полугода — года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду „проедены“, настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства».

Источник


тэги
социальное самочувствие; 
кризис; 
опрос; 
ВЦИОМ; 

читайте также
Жители России покупают больше, но тратят меньше
ВЦИОМ дейли: Жители России считают, что страна идет верным курсом
В Россию возвращается потребительский оптимизм
Потребительские настроения жителей России улучшились до показателей 2015 года
ВЦИОМ дейли: Индекс социального самочувствия скорректировался, но остался выше весеннего