Опубликован очередной рейтинг Фонда «Петербургская политика» за сентябрь 2015 года.
Как пишет автор рейтинг Михаил Виноградов: «Арест главы Коми Вячеслава Гайзера и группы высших должностных лиц региона стал серьезным стрессом не только для управленческой системы республики, но и в целом для федеральных и региональных элит. Не случайно за исключением представителей Следственного комитета почти никто из заметных представителей истеблишмента не выступил с комментариями происшедшего. Владимир Путин на встрече с врио главы Коми воздержался от комментариев по этой теме, а заявления председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова были подчеркнуто обтекаемы и не лишены оттенка драматизма. Интересно также, что информационное обеспечение было в большей степени ориентировано не на формирование общественных ожиданий борьбы с коррупцией, а на подчеркивание обоснованности действий правоохранителей и направление различных „посланий“ региональным элитам. Сами же главы регионов ожидают сигнала, как одновременно контролировать ситуацию в территории (включая экономические рычаги) и выстраивать коалиции с основными игроками, не оказываясь перед угрозой демонтажа выстроенной управленческой системы».
По мнению Виноградова, другим важным событием сентября стал перенос внешнеполитического акцента с украинского направления на сирийское. С точки зрения региональной политики это снижает важность приграничных с Украиной регионов, а также может поставить под вопрос ранее заявленный приоритет китайского и дальневосточного направлений внешней политики. При этом объективно возрастает значимость ситуации в национальных республиках — особенно мусульманских. Не случайно в сентябре была проведена работа по смягчению возможной напряженности там — например, в ходе встречи Владимира Путина с главами Ингушетии и Чечни, позволившей урегулировать ряд острых межреспубликанских противоречий. Решение вопроса о недопущении обострения ситуации вокруг мусульманских территорий потребует серьезного увеличения компетенций в части специфики исламского мира. Что касается остальных регионов, то здесь может актуализироваться тема их бюджетных аппетитов (с учетом ожидаемого увеличения военных расходов) и работы по разъяснению общественному мнению необходимости ближневосточного крена во внешней политике.
«Описанные события сместили на второй план резонансность итогов Единого дня голосования, хотя в ходе прошедшего выборного цикла выявилось немало примечательных тенденций. Во-первых, был создан прецедент поражения кандидата власти на губернаторских выборах. При этом обозначается акцент на возможные преференции некоторым из занявших второе место оппозиционным кандидатам на выборах в Госдуму-2016, а также создаются предпосылки для выдвижения по одномандатным округам претендентов, не подконтрольных действующим губернаторам. Во-вторых, интересен пример неудач отдельных политиков-„аллергенов“, баллотировавшихся по одномандатным округам в Ижевске, Вилючинске, Арзамасе. В-третьих, дало о себе знать появление главы „против всех“ на муниципальных выборах: она „прогремела“ на некоторых кампаниях в Карелии, Якутии, Вологодской области. Кроме того, требуют анализа серьезные диспропорции в уровне явки избирателей, наблюдаемые даже в сопредельных регионах», отмечает эксперт.
Топ-20 позиций рейтинга стали следующими: