В "Гараже" открывается международная конференция о том, как спасать искусство

10 октября 2017 / 12:12

В пятницу, 13 октября, в Музее современного искусства "Гараж" открывается пятая международная конференция "Архив: спаситель, изобретатель, свидетель".

Конференция "Архив: спаситель, изобретатель, свидетель" посвящена теме личных архивов, которые создавались на протяжении XX века художниками, работавшими в условиях репрессивных социально-политических режимов.

Внимание ее участников — ведущих современных художников, кураторов и критиков — сосредоточено на той роли, которую подобные хранилища сыграли в историографии андеграундных течений, а также на заключенной в них возможности переосмысления истории в ее нынешнем понимании. Заседания шести тематических секций, поднимающих вопросы субъективности, сохранения, интерпретации и этики, перемежаются дискуссиями, интервью и перформансами.

Архив часто рассматривается как хранилище исторических свидетельств, далеких от событий нашего времени и предназначенных лишь для академической аудитории. Задача настоящей конференции — показать, что архивация служит единственным способом поддерживать существование художественных практик в сложных политических обстоятельствах или в условиях слаборазвитой институциональной инфраструктуры.

Два дня конференции разделены на шесть тематических блоков. Тема первого — архив как инструмент выживания для конкретных художественных сцен или течений: историк искусства Клаудия Калирман расскажет о бразильском искусстве в условиях диктатуры, а куратор Кэрол Лу - о неформальных архивах китайского искусства. Вторая секция посвящена размещению архивов в современных институтах, а также переменам, которым они при этом подвергаются. Участники третьей секции обсудят важность передачи данных в современной художественной практике и в формировании архивов: Дэвид Смит обратится к истории и современному состоянию Asia Art Archive (Архива искусства Азии); состоится показ документального фильма Билла Моррисона "Доусон-Сити: остановившееся время".

Второй день конференции начнется с заседания секции, сосредоточенной на темпоральном аспекте архивации. Эмилия Виллес из Художественного фонда "Кадист" расскажет о творческом подходе к архиву этой молодой институции. Александра Обухова, создатель персонального архива неофициального искусства, а ныне - главный архивист "Гаража", поделится своим профессиональным опытом. Секция Inventing Inventories (среди ее участников — художник Юнь Ху и историк искусства Сара Маринетти) посвящена классификации и различным техникам интерпретации архива, меняющимся в зависимости от личных и научных целей. Дмитрий Виленский ("Что делать?") и куратор "Гаража" Снежана Кръстева завершат сессию разговором о практиках художественного исследования и программе "Полевые исследования Музея "Гараж". В заключение конференции состоится обсуждение темы будущего, которое ждет архив, - как в эпистемологическом (куратор и критик Ларс Банг Ларсен), так и в техническом плане (художник Рефик Анадол).

Конференция "Архив: хранитель, изобретатель, свидетель" приурочена к запуску проекта Russian Art Archive Network (Сеть архивов русского искусства). Целью RAAN является создание международной онлайн-платформы для популяризации и исследования российского искусства послевоенного периода. C 2013 годa Музей "Гараж" сотрудничает с Музеем Циммерли при Ратгерском университете в США и архивом Исследовательского центра Восточной Европы при Бременском университете (ФРГ). Основная задача проекта — воссоединение в общем электронном архивном каталоге разрозненных документальных источников, находящихся в разных странах мира, но принадлежащих к общему контексту. Запуск проекта намечен на декабрь 2017 года.

Кураторами проекта выступили Анастасия Митюшина и Валентин Дьяконов. По всем вопросам обращаться к координатору проекта Ольге Корзиновой.

Конференция пройдет с 13 по 14 октября в западной галерее музея "Гараж". Вход свободный по предварительной регистрации.

Адрес: 119049, г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32.

Источник


тэги
современное искусство; 
история; 

читайте также
Искусство возможного
В тумане искусства
Искусство, а не красота, спасет мир
Игры в подражание: возвращение мимесиса в эпоху искусственного интеллекта
Что произошло в Касселе? Документа 15 и вопросы антисемитизма