Ученые из ВШЭ: Люди выходят протестовать, начитавшись интернета

18 октября 2016 / 14:07

Специалисты лаборатории интернет-исследований (ЛИНИС) НИУ ВШЭ — стажер-исследователь Элеонора Киркиж из Германии, магистрант университета Мангейма и Олеся (Елена) Кольцова, заведущая ЛИНИС НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, провели исследование о том, как интернет влияет на политические протесты.

Исследователи выяснили, в первую очередь к участию в протестах расположены люди с интересом к политике, левыми взглядами и ценностями постматериализма. На демонстрации с большей вероятностью пойдут те из них, кто интересуется новостями в интернете.

Эксперты проанализировали воздействие интернета на протестное поведение. Их исследование базируется на материалах шестой волны опросов WVS (World Values Survey) — всемирного научно-исследовательского проекта по изучению ценностей проведенного в 2010–2014 гг. Помимо России в выборку вошли 48 стран.

В фокусе исследования самый распространенный вид протеста — мирные демонстрации. Интернет рассматривался не как «организатор», а как источник информации о них, поэтому главным фактором влияния стало чтение онлайн-новостей.

Получение новостей в интернете повышает вероятность участия в мирных демонстрациях, сделали вывод ученые. Это характерно для разных стран, правда, не везде проявляется одинаково. Слабее всего — в Перу, России и Казахстане, сильнее — в Пакистане, Египте и Таиланде. Ученые пока не изучили причины местных различий влияния интернета на протесты.

Выступлениям также способствует информация от друзей и коллег (при недоступности интернета именно личное общение становится основным средством протестной мобилизации). А вот смотрит ли человек телевизор, совершенно неважно. По мнению ученых, это неудивительно: телевидение — средство коммуникации, наиболее подконтрольное политическим элитам.

Протестовать более склонны люди политически активные, с левыми взглядами, которым дороги ценности постматериализма (самовыражения, качества жизни и пр.). Иными словами, «протестуют не столько жертвы угнетения, сколько те, кто стремится улучшить свою жизнь и свое общество». Именно ценности заставляют людей искать ресурсы (в том числе онлайн-новости) для решения важных проблем. Проблемы, они же стимулы к протесту, могут быть как индивидуальными, так государственными — от потери работы конкретным протестующим до высокого уровня безработицы и отсутствия свободы в стране.

Результаты исследования показали: люди, использующие интернет в качестве источника новостей, с большей вероятностью будут участвовать в мирных демонстрациях; более склонны к участию не просто потребители интернет-новостей, а потребители с определенным признаком: основанием для недовольства (имеют значение отсутствие работы и доход); ресурсом (чтение онлайн-новостей и получение информации из других источников, включая ТВ, друзей и образование); ценностями (политические взгляды, интерес к политике, самовыражение и т.д.); обладающие определенным признаком и использующие интернет как новостной источник, больше настроены на демонстрации, чем потребители интернет-новостей и носители данного признака по отдельности. То есть человек, интересующийся политикой и читающий новости онлайн, скорее выйдет протестовать, чем тот, кто политикой интересуется, но информацию из интернет игнорирует.

Источник


тэги
цветные революции; 
интернет; 
протест; 
власть; 
переворот; 
революция; 

читайте также
Венесуэла: Пейзаж накануне "цветной революции"
Украина: майдан навеки
Проект революции в Нью-Йорке
Ученые из ВШЭ: Люди выходят протестовать, начитавшись интернета
О классовом разрыве