ЦПА представил доклад о явке на выборах в 2018 году

09 мая 2018 / 12:05

Центр политического анализа представляет доклад «Единый день голосования-2018. Явка легитимность и конкурентность»

В воскресенье, 9 сентября, в Единый день голосования состоятся выборы губернаторов, депутатов законодательных собраний и довыборы в Государственную думу, а также выборы пройдут в целом ряде муниципалитетов. Показатель уровня участия в голосовании считается критиками дизайна политической системы одним из центральных для оценки эффективности функционирования института выборов.

В логике критиков избирательных процедур в России, чем больше людей приняло участие в выборах, тем больший процент граждан представляет избранный политик или политики. И по логике, тем большей «легитимностью» он обладает. Мы убеждены, что эта логика, мягко говоря, не вполне справедлива. Явка как таковая зависит от множества факторов: уровень и регулярность выборов, региональные политические традиции, повестка, календарь, доступность процедуры и даже погодные факторы. Как отмечается в докладе, явка отражает уровень вовлеченности населения в политический процесс и интерес к предлагаемой повестке и политическим фигурам.

По нашему представлению, средняя явка влияет на легитимность не прямым образом. Если в выборах принимает не 3-5 процентов избирателей, а 30-40, то легитимность избранного кандидата или органа власти, как правило, не оспаривается вне ситуации поствыборных интерпретаций проигравших политиков или сторонников победителя.

Кроме того, в докладе говорится о том, что высокая явка не является синонимом легитимности и в ходе вполне демократичных, открытых и конкурентных выборов. В качестве иллюстрации приводится такой пример: «в ходе выборов главы Саратовской области в 2000 году явка составляла 75%, что выше на 18%, чем четырьмя годами ранее. Но 20% поданных бюллетеней были поданы «против всех кандидатов»». Вывод ЦПА: очевидно, что легитимность власти в регионе была не на должном уровне.

Что касается зависимости высокого или низкого уровня явки и конкурентных выборов, то, согласно анализу, такая зависимость, как правило, не просматривается. Высококонкурентными выборы могут быть и при низкой явке. Такое явление — низкая явка при коконкурентной кампании — наблюдается в случаях узкой элитной повестки в полутора- и двухпартийных системах. В России это иллюстрируется, например,  следующими примерами из отечественной практики последних лет: на «самых конкурентных», как их именовали СМИ, выборах мэра Москвы в 2013 году в выборах приняли участие 33% избирателей, а в выборах губернатора Иркутской области в 2015 (победил коммунист Сергей Левченко) в первом туре  – 29%. Такая же картина наблюдалась и в ряде других кампаний, в том числе и в России.

Как заключается в докладе, «в рамках ЕДГ-2018 реализуется модель «согласия/не согласия» с уже сформулированным элитами предложением. Это влияет и на уровень явки и восприятия избирателем кампании, как «скучной»». Как констатируют наши эксперты, сама по себе проблема явки в рамках данной объяснительной модели ценности не имеет.

Доклад опубликован на сайте Центра политического анализа.


тэги
выборы; 
ЕР; 
СР; 
КПРФ; 
пенсии; 

читайте также
Я на выборы пойду
Президентские выборы для КПРФ — это первородная травма 1996 года
Грабли для власти
Фундаментальность, поэтапность, актуальность принимаемых мер – одна из характерных черт Бату Хасикова как политика
Макрон и Рикер