Гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин обсуждает установку памятника Ивану Грозному: «Очень радуют современные гуманисты, подходящие к Ивану Грозному с позиции современного же либерализма, оторванного даже от сегодняшней же реальности».
«То есть, Иван Четвертый воспринимается ими как какой-то мыльный пузырь, живущий во вселенском ваакуме и претензии, которые предъявляются ему и планка, которой он якобы не соответствует куда как выше и серьезнее, нежели все, что они — предъявляющие ему претензии — могут предъявить себе, не говоря уж о политических деятелях того времени», — полагает он.
«Также радуют товарищи, которые полностью игнорируют вопросы боярства, геополитические вопросы взаимоотношений Руси и Речи Посполитой, Руси и Турции, Руси и Крымского ханства.
В общем и целом, отношение современных критиков к Ивану Грзному полностью основывается на картине „Иван Грозный убивает собственного сына“, что, кстати, имеет под собой единственное основание — свидетельство папского легата Иезуита Антонио Поссевино, ненавидевшего царя Ивана смертной ненавистью за то, что тот отринул его попытки обращения в католицизм и едва не убил самого легата», — считает эксперт.
«Ну да, конечно, верить папскому легату и мотивированному иезуиту куда выгоднее, нежели свидетельствам экспертизы 1963 года, установившей в останках чрезмерное (в 32 раза) превышение мышьяка и ртути, что, скорее всего, и послужило причиной болезни и смерти царевича.
Предельно удивительна позиция православной церкви в этой связи», — резюмирует Данилин.