Опубликован октябрьский рейтинг Фонда «Петербургская политика»

11 октября 2015 / 11:37

Сегодня Фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова опубликовал очередной, октябрьский рейтинг. Одним из наиболее серьезных вызовов для регионов в середине осени стало обострение транспортных проблем. Передел активов на авиарынке, фактически происходящий в режиме «онлайн», спровоцировал проблемы с транспортной доступностью отдельных территорий, особенно Дальнего Востока, в связи с отзывом полетной лицензии у «Трансаэро».

Не исключено, что дальнейшие события, происшедшие после гибели 31 октября самолета авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, могут также повысить неопределенность в отрасли. Под ударом оказались средние и малые региональные авиакомпании, поскольку тема качества их работы оказалась в центре внимания. В сложном положении могут оказаться и региональные аэропорты — как в силу аффилированности с местными авиакомпаниями, так и из-за вероятного снижения туристического потока в новогодние каникулы — один из пиковых периодов для работы и бизнеса в отрасли. В качестве мины замедленного действия воспринимается и смена руководства РЖД: хотя во время объявления об отказе от госсубсидий компании в 2016 году оговаривалось сохранение поддержки государством пригородных электричек, в последние годы урегулирование споров об электричках происходит в ручном режиме без разработки приемлемой для всех сторон среднесрочной схемы. Как следствие, сохраняется вероятность взаимного тестирования региональными администрациями и новыми топ-менеджерами РЖД лоббистского потенциала друг друга в чувствительных для обеих сторон финансовых спорах. Транспортая тема активно проявляла себя и в столичном регионе — от критики объявленных тарифов на проезд по новой автотрассе М11 митингов с критикой столичного Дептранса после расширения зоны платной парковки Москвы до стихийного уничтожегнияпаркоматов и дорожных знаков в отдельных районов и угрозы профсоюза водителей перекрыть движение по федеральным трассам на подъезде к Москве в связи с общероссийским повышением с 15 января платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн.

Другим шоковым событием октября стало убийство бизнесменом АмираномГеоргадзе первого заместителя главы администрации Красногорского района Юрия Караулова в здании администрации и расстрел им еще нескольких человек. Происшедшее стало вторым по резонансности политическим убийством года после гибели Бориса Немцова. Октябрьская трагедия оказалась более мощной по значению — из событий последних лет ее можно сопоставить с громким убийством 7 человек Али Каитовым — зятем занимавшего тогда пост президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева.

Четких политических выводов из происшедшего, однако, не последовало. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, покушения на руководителей муниципалитетов происходят в Подмосковье уже не впервые: убийство замглавы администрации Чеховского района Владимира Федосова (2012 год), главы Сергиева Посада Евгения Душко (2011), мэра поселка Тучково Виталия Устименко (2009), главы Дзержинского Виктора Доркина (2006), главы администрации Троицка Вадима Найденова (2003), главы администрации Озерского района Владислава Сащихина (2002). Все это скорее консервировало представление о криминальном оттенке созданной во время губернаторства Бориса Громова системы власти на местах, нежели порождало запрос на перелом ситуации. Во-вторых, в силу осознания во многом конфедеративного характера устройства Подмосковья — в отличие от большинства регионов оно не имеет политически оформленной столицы, элиты которой так или иначе способны диктовать свою позицию большинству городов и районов. В-третьих, в силу отсутствия общепризнанной эффективной концепции организации муниципальной власти, способной одновременно консолидировать местные элиты и не претендовать на роль ключевого бизнес-игрока на собственной территории. В-четвертых, в силу неоднозначной реакции масс-медиа и общественного мнения, исходивших из представления о «презумпции виновности» районной администрации. Кроме того, вышла на первый план проблема несоответствия активных публичных усилий по антикоррупционным кампаниям в регионах, а также шагов по встраиванию муниципалитетов в жесткую властную вертикаль с относительно скромными результами в части оздоровления ситуации на местах.

Несмотря нав целом комфортные для власти итоги сентябрьского Единого дня голосования, в регионах идет волна ротации заместителей губернаторов по внутренней политике. Из 24 регионов, где проходили выборы глав, помимо Иркутской области покинули свои посты кураторы внутренней политики в Краснодарском крае, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Еврейской автономной области, а в Северной Осетии, Амурской и Пензенской областях прежние управленцы остаются в статусе исполняющих обязанности. Кроме того, накануне и после сентябрьских выборов произошла смена в Кабардино-Балкарии, Коми, Пермском крае, Ивановской, Томской, Ульяновской областях, под вопросом оказалась схема управления внутренней политикой в Челябинской области.

Как старым, так и новым вице-губернатором предстоит столкнуться с серией вызовов, актуализирующихся по мере вступления регионов в режим избирательной кампании-2016. В частности, речь идет о возможности ослабления влияния губернаторского корпуса (или хотя бы его части) на подбор кандидатов «партии власти» — особенно по одномандатным округам. Кроме того, на первый план нередко выходит неготовности власти возможным сюрпризам — особенно с учетом некоторой «расслабленности» 2014–2015 годов из-за доминирования международной тематики в масс-медиа. Интригой будущего предвыборного года остаются степень значимости для избирателей социально-экономической повестки, а также зависимость электорального поведения избирателей от уровня дохода и социального статуса. Немаловажно, что после авиакатастрофы в Египте в обществе не произошло актуализации деления на богатых и бедных, попыток критики уезжающих на зарубежные курорты «обеспеченных» туристов не было ни в масс-медиа, ни в социальных сетях. Наконец, все чаще звучит тезис о необходимости управления рисками, связанными с малопредсказуемымипоследтвиями увеличения явки избирателей, ожидаемого во время кампании 2016 года. Особенно остро этот вопрос может встать в регионах, где одновременно с думскими выборами будет идти голосование по формированию местных законодательных собраний — а это 38 регионов, в том числе такие политически сложные, как Красноярский и Пермский края, Калининградская, Московская, Нижегородская, Свердловская области, Санкт-Петербург.

В октябрьском рейтинге основная динамика была связана с изменением показателей Подмосковья после резонансного убийства в Красногорске, а также с ухудшением данных по следующим регионам:

Из других заметных событий следует выделить споры интерпретаций вокруг заявлений главы Ульяновской области Сергея Морозова, сообщившего по итогам встречи с президентом РФ о намерении участвовать в губернаторских выборах 2016 года, и попытки административного и аппаратного давления на команду нового главы Иркутской области Сергея Левченко.

Источник


тэги
рейтинг; 
Фонд «Петербургская политика»; 
регионы; 
выборы; 

читайте также
Дно или стабильность?
Костин объявлен лучшим политтехнологом 2017 года
МГУ откатился в международном рейтинге вузов на 27 пунктов
АПЭК опубликовал ноябрьский рейтинг ведущих политиков России
АПЭК: На коне тот, кто успел подготовить кадры после 18 сентября