ИГСО опубликовал аналитический доклад о конце эпохи черного пиара

08 апреля 2016 / 15:13

Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) опубликовал доклад «Выборы 2016. Чёрный пиар: от больших ожиданий к крупным провалам». Доклад был представлен в Центральном доме журналиста в среду, 3 августа. Докладчиками выступили Борис Кагарлицкий, директор ИГСО, а также Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО.

В докладе ИГСО рассказывается о «золотом веке» черного пиара в России, грязных технологиях, долгие годы считавшихся супер-оружием. Эксперты отмечают — на этих выборах черный пиар не сработает.

Рассмотрев многочисленные примеры применения черного пиара в последнее время, эксперты убедились: россияне стали более рациональны и менее восприимчивы к случайной информации. «Интернет позволяет проверить информацию, обменяться мнениями и увидеть различные оценки фактов, — отмечает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. — Критицизм граждан дополняется более строгим отношением федеральных властей к черному пиару. Выделяется позиция Администрации президента. Работу ведут и Центризбирком и разные общественные организации. Но главным врагом грязных технологов выступает растущий интерес граждан к позитивным программам партий и кандидатов».

Черный пиар в 2016 году был применен против всех четырех крупных российских партий. Нигде политтехнологам не удалось добиться успеха. «Технологии черного пиара сложились у нас в условиях экономического и социального распада 1990-х годов, — подчеркивает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. — Их применяли без оглядки к изменениям в обществе, но экономический подъем, а после кризис, изменили психологию россиян. Насколько политтехнологам было легко работать в 1990-е годы, настолько труднее стало теперь, когда избиратели ждут не технических фокусов, а политических решений и результатов работы. Но даже если политтехнологи уловили перемены, им оказалось невыгодно доводить их до заказчиков черного пиара».

В Докладе выделены несколько особо значимых примеров. В июне—июле 2016 года грязные технологии были применены в Оренбургской области, где атаке подверглась объединенная оппозиция ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России». Особенно энергично региональная пресса принялась накручивать (применялся spindoctoring) историю лидера местного отделения ЛДПР Сергея Катасонова, который ранее был снят с выборов губернатора и, которого опасается губернатор Юрий Берг. Было придумано уголовное дело против Катасонова. Его также обвиняли в ослаблении парторганизации, хотя в реальности происходил ее рост. В итоге Катасонов все более воспринимался как человек способный решить региональные проблемы. Информационные атаки провалились.

В Иркутске грязные технологии были применены против кандидатов «партии власти». Уже на стадии праймериз был опубликован спецвыпуск газеты «Байкальские вести» тиражом в 300 000 экземпляров, направленный против действующего депутата от ЕР Сергея Тена. Газеты распространялись через службу иркутского городского такси. Эта публикация не смогла изменить расклад сил: Тен был выдвинут официальным партийным кандидатом. Однако по информации наших источников, против политика готовится очередная волна «чернухи». Удар наносит всё та же газета «Байкальские вести». На сей раз тираж достигает 500 000, газета уже выпущена и готовится к распространению. При этом власти региона и Облизбирком бездействуют. Имеется и спецвыпуск газеты «Прибайкальский край», направленный против депутата от «Единой России» Олега Канькова. Однако, вряд ли новые атаки окажутся эффективнее прежних. Продукция сделана грубо и противно, и сработает против заказчика.

Специфика Иркутского региона состоит в том, что губернаторская власть принадлежит здесь представителю КПРФ. Губернатор области Сергей Левченко прибегает примерно к тем же методам управления, что и его коллеги в Оренбуржье, с той лишь разницей, что на сей раз в роли притесняемых оппозиционеров оказываются единороссы. Вероятно, в ответ на потоки чернухи они будут акцентировать внимание избирателей на результатах своей работы по округам и беспомощности региональной администрации.

Предвыборная кампания 2016 года началась с применения черного пиара против «Справедливой России». Во многих регионах появилась газета-клон «Сожрем Россию». Критика партии оказалась предельно топорной. Руководство СР не растерялось, и начало извлекать выгоду из атаки. Руководитель избирательного штаба «Справедливой России», депутат Государственной Думы Александр Бурков заявил: «Факты таковы: именно „Справедливую Россию“ сегодня называют главной угрозой партии власти…» В ответ на грязную атаку он прибег к классическому развороту — нас ругают потому, что боятся нашей принципиальности и решимости.

Брань вместо убеждения — так можно охарактеризовать отечественный черный пиар. Фактически он превратился в последнее прибежище некомпетентных политтехнологов. Это значительно облегчает противодействие ему со стороны подвергшихся атакам партий и лиц. Но грязные технологии не прекратят применяться в России, несмотря на то, что они наносят больший вред их заказчикам, чем объектам атаки. Вместе с тем, все более очевидно, что черный пиар наносит удар не столько по конкретным политикам, против которых направлен, сколько по доверию избирателя к самому институту выборов, вызывая раздражение, усталость, безразличие, усиливая гражданскую апатию. Это отчасти объясняет жесткую позицию Центризбиркома и Администрации Президента в отношении черного пиара.

Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) является независимым аналитическим центром, деятельность которого направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое преобразование общества, защиту социального государства и формирование прогрессивной альтернативы неолиберальной экономической политике.

Скачать доклад в формате Word.


тэги
выборы; 
пиар; 
политтехнологии; 
регионы; 

читайте также
Я на выборы пойду
Президентские выборы для КПРФ — это первородная травма 1996 года
Грабли для власти
Фундаментальность, поэтапность, актуальность принимаемых мер – одна из характерных черт Бату Хасикова как политика
Макрон и Рикер