Борис Титов: Кудрин и компания не верят в собственную страну

25 апреля 2017 / 09:40

Столыпинский клуб разработал экономическую стратегию в качестве альтернативы либеральному управлению в стиле экс-министра финансов Алексея Кудрина. Антикризисная программа предлагает конкретные меры, которые помогут реабилитировать отечественную экономику в нынешних условиях

К маю этого года президент России Владимир Путин ждет предложений по ускорению экономического роста - от правительства, Центра стратегических разработок во главе с Кудриным, и от Столыпинского клуба. В чем-то программы схожи, в чем-то кардинально различаются.

 

Надо менять экономическую политику

Титов пояснил, что программа - это "взгляд бизнеса, который совмещен со взглядом эксперта".

По данным социологических анализов, когда у экспертов спрашивают о проблемах, на первое место ставят коррупцию, бюрократию и суды. А для бизнеса, как оказалось, важно другое - на первое место выходят экономические условия.

"Сегодня риски высокие у нас в стране, и стало невыгодно производить. Потому что издержки высокие - налоги, тарифы, процентные ставки по кредитам, а с другой стороны - спрос упал после 2014 года".

В этой связи, полагает Титов, прежде всего надо менять не институциональную, а экономическую политику. "Наши оппоненты, наоборот, отказываются от этого, потому что им нельзя признать, что результаты их политики - резкое падение инвестиций и очередной кризис в стране после падения цен на нефть. Значит, они создали нефтезависимую экономику. Поэтому они пытаются перебросить: "это не наша проблема, это проблема правоохранителей, проблема судов, это они не правы, поэтому нет развития экономики..." А экономика не развивается, потому что экономический блок к этому привел", - пояснил омбудсмен.

Особенно остро стоит вопрос по ключевым ставкам по т.н. оборотке, в которой нуждаются предприятия. Титов напомнил, что сегодня ставки 10+ в России, в Крыму 15+ (потому что до сих пор не решили проблему банков на полуострове). "Дайте сейчас 5%, будет стоять очередь, как стоит сейчас в Россельхоз, который дал под 5%. Стоят сотни реализованных проектов, и сельское хозяйство растет", - привел пример Титов.

Таким образом, предлагает омбудсмен, надо капитализировать то, что уже хорошо работает. Одновременно следует ввести нормальную систему рефинансирования кредитов ЦБ - в области проектного финансирования.

"Во всем мире это работает, а наш ЦБ отказывается брать риски. Они считают, что уведут деньги, или что проекты, в которые будут вложены деньги, окажутся неэффективными. Они не доверяют ни нашим коммерческим банкам, ни российской юрисдикции, они переоценивают риски собственной страны", - отметил он.

Соответственно, финансирование под проектные облигации как во всем мире - есть, законы у нас для этого - есть, готовы все инструменты - но почему-то не применяются.

Титов напомнил, что инфляция у нас уже 4 с небольшим процента. Но ставку Эльвира Набиуллина и Ко снизили всего на четверть пункта. "Почему? А потому что они боятся потерять carry-trade - потому что если ты хоть как-то заявишь о том, что ты собираешься снижать процентную ставку (а там игра идет как раз на разнице процентных ставок), то тогда carry-trade начнет уходить. А carry-trade - это же спекулятивный капитал. Они будут долго входить, но если они почувствуют угрозу, то убегать они будут сразу вместе".

Таким образом, раздут "пузырь", угрожающий дальнейшим падением курса, предполагает Титов.

 

Кудрин и компания не верят в собственную страну

Ситуация в стране за последние годы изменилась, добавил омбудсмен, во многом из-за падения цен на нефть. Раньше достаточно было только собрать нефтегазовые доходы и правильно инвестировать. В сегодняшней ситуации либералы в правительстве не готовы к изменениям.

"Они внутренне не готовы - они люди другой школы. Они не могут сегодня пересмотреть, взять риски на себя. Вот это проблема неверия в собственную страну. Мы пишем в стратегии в конце - прежде всего власти - нужно поверить в нашу страну".

По оценке Титова, нужно широко обсуждать и дискутировать с оппонентами на тему будущей экономики России. "Я просто хочу сказать, что во многом мы очень похожи - 2\3 наших программ очень похожи. Это касается национальных реформ, судебной системы, контрольно-надзорной деятельности, даже уголовки, хотя есть расхождения. Мы тоже видим, что у них не до конца продуман взгляд на многие вещи: например, они предлагают вводить в УК такое совершенно новое понятие, как "уголовный проступок". В принципе, мы за, но только мы понимаем, что введение такой системы повлечет огромные изменения в законодательстве, то есть ее полная переработка - и УК, и ОПК, и других законов гражданского кодекса, а стоить это будет огромных денег, это дополнительное количество следователей, прокуроров, судей, это огромная дополнительная административная машина, которая должна будет это все обеспечивать".

По словам Титова, есть более простой путь: в чем-то вернуться к практике, когда прокуроры выдавали санкции и на арест, и на проведение других процессуальных действий. Должно быть разделение в этом смысле - не могут следователи сами себе давать разрешение.

Что касается спора о денежно-кредитной политике, то он идет давно, и не только в России. Например, в 2008-2009 годах в Европе, в США, до этого в Японии, когда "абэномика" внедрялась тяжело, было необходимо доказывать огромному количеству экономистов и чиновников, что это единственно правильный путь.

"Но они сработали. Сработали и в США, там это называется "политика количественного смягчения", - отметил Титов. Подразумевается переход от жёсткой финансовой политики к стимулированию экономики, инвестициям, кредитованию экономики. Это нужно, чтобы "выходить из кризиса, а не стоять и затягивать пояса".

 

Объединит всех президент

Возможна ли синергия, взаимная интеграция двух программ? По словам Титова, объединить всех должен президент. "В любом случае это будет программа президента". Важно, по его словам, чтобы объединение было с единым вектором развития.

На какие-то уступки пойти, возможно, придется, но разработчики программы не готовы расстаться с главным принципом. "Мы не готовы говорить о том, что нужна такая политика - высокие процентные ставки, сдерживание, развитие экономики ради, как они считают, понижения инфляции. Хотя это на самом деле не так, даже по сути не так. Мы считаем, что это должна быть низкая процентная ставка, курс рубля должен быть умеренно занижен на первом этапе, по крайней мере, и не быть таким волатильным. Должны быть активные программы государства по стимулированию развития бизнеса, и денежно-промышленная политика и просто промышленная политика государства, как мы ее осуществляем сейчас в сельском хозяйстве", - рассказал Титов, добавив, что на это потребуются не такие уж большие суммы. Эти суммы не повлияют на инфляцию, потому что они вкладываются в конкретное производство новой добавленной стоимости. "А эта новая добавленная стоимость, новый ВВП страны, будут компенсировать даже чуть-чуть увеличение денежной массы, если оно вообще будет происходить".

Среди других предложений - изменение курса рубля, рублевые облигации. И население поверит государству, и спекулянты не будут наживаться на этом деле.

 

Будущее Крыма

Если говорить о Крыме, то сложный, уникальный для мировой практики процесс перехода из одной юрисдикции в другую в целом завершен, но еще остаются последствия. "Поэтому к нам приходят люди с проблемами прав собственности прежде всего. Это даже не касается той программы национализации, которая была, хотя не во всех случаях работала справедливо. Но это касается и вообще перерегистрации прав собственности, гарантии украинских документов", - сообщил Титов.

Вторая проблема полуострова, связанная с переходом на российскую юрисдикцию и санкциями - это банки. "Потому что, с одной стороны, высокие процентные ставки выше, чем в среднем по России - значительно, с другой стороны, тут только работают малые банки, небольшие".

Он напомнил, что уже 8 банков, работавших в Крыму, потеряли свои лицензии - соответственно, обычные люди и предприниматели потеряли огромные деньги.

В такой ситуации государство должно дать поручение государственному банку осуществлять функции, чтобы держать процентные ставки по кредитам.

По оценке Титова, перспективы Крыма широкие - начиная от сельского хозяйства и заканчивая инициативами по криптовалюте на полуострове. Предлагается также создать инновационную зону в Севастополе, а также другие инфраструктурные проекты, в которых будет реализоваться государственно-частное партнерство.

Источник


тэги
экономика; 
Столыпинский клуб; 
Титов; 
Кудрин; 
ЦСР; 

читайте также
Почему налог на бездетных – это абсурд
Непростые времена для экономических форумов
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 2
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 1
Нефтеюани против нефтедолларов