Без наворачивающихся слез и сердечной боли сострадания невозможно смотреть на изуродованное войной тело восьмилетнего мальчика из Донбасса. Сейчас Ваня Воронов находится в московской клинике, где лучшие врачи пытаются хоть как-то восстановить его здоровье, прежде всего зрение. Однако никто уже не вернет мальчишке ступни ног, кисть одной руки. А вот его братика Тимофея уже не спасет даже чудо — он был убит…
У тех, кто несет косвенную, но все же главную вину за страдания и изувеченную жизнь юного жителя Шахтерска, тоже есть дети. Причем, младшие не так уж и далеко опередили Ваню. Саша Обама и Миша Порошенко одного года рождения — 2001-го. И мне представилось, какое письмо своим почти сверстникам (например, сыну украинского президента) мог бы написать — точнее продиктовать — восьмилетний мальчуган.
«Здравствуй… Меня зовут Ваня Воронов… Как твои дела? Что у тебя интересного в школе? В какие игры ты любишь играть? Много ли у тебя друзей? Если тебе интересно, то я — из донбасского города Шахтерск. Мне восемь лет. В школу я сейчас не хожу, потому что лежу в больнице. А про любимые игры даже не знаю, что рассказать — у меня ведь теперь нет ног, кисти правой руки… Нет, я не попал под машину или под поезд. Мы играли с Тимой (это мой братик, ему было пять лет) во дворе. Потом прилетел снаряд. Теперь у меня нет братика… И папы… Только мама… Взрослые говорят, что это твой папа приказал нас обстреливать. Спроси у него — что мы ему сделали плохого, ведь он даже не знает нас? Мы же — дети, как и ты… А если бы снаряд упал в твоем дворе, и тебя всего покалечило? Ему понравилось бы? Извини, но мне сейчас будут делать очередные процедуры. Это неприятно и больно. Но я терплю… Прощай. Ваня Воронов».
Возможно, письмо было бы и другим, но суть осталась бы прежней — за что? За что украинские силовики и бандиты из сколоченных олигархами добровольческих батальонов ведут войну на уничтожение против стариков и детей? Ведь артиллерийские обстрелы собирают основную смертельную жатву именно в селах и городах Донбасса. И не важно, что там нет позиций ополчения — все, кто не кланяется в ножки киевским путчистам, огульно и поголовно записаны в некие «сепаратисты» и «террористы», которых надо безжалостно уничтожать. Тем более что никто за это не осудит — Вашингтон и Брюссель закрывают на это глаза, а общественность в странах Запада держится в неведении. Особенно, когда речь идет о таких трагических судьбах, как у Вани и Тимофея Вороновых.
А историй о детских несчастьях, вызванных действиями прозападного Киева, — множество. Как недавно заявил уполномоченный президента РФ по правам ребенка Павел Астахов, на Юго-Востоке Украины погибли уже приблизительно (точно установить пока не представляется возможным) 200 детей, в том числе малолетние погибшие при крушении малайзийского авиалайнера. Кроме того, по его словам, порядка трех сотен мальчишек и девчонок нуждаются в срочной операции, причем половина из них пострадала в результате артиллерийских и минометных обстрелов. Есть и значительная группа детей-инвалидов, у которых по тем же первопричинам ампутирована та или иная конечность. Привел Астахов и данные, озвученные в конце декабря представителем ЮНИСЕФ на Украине Джованной Барберис, которая признала, что в зоне силовой операции Киева остались без крова 500 тысяч детей, еще полтора миллиона — пострадали в той или иной мере, в том числе голодают и мерзнут, не получают элементарной медицинской помощи. Что касается погибших мальчишек и девчонок, то, по подсчетам ЮНИСЕФ (без учета катастрофы «Боинга»), их число по состоянию на декабрь 2014 года достигает 44.
Но вернемся к Ване Воронову, который стал олицетворением зверств властей Украины в отношении мирных граждан — не взирая на пол и возраст. В российском Интернете набирает силу флешмоб в поддержку детей, пострадавших от обстрелов силовиков и бандитов, — на страничках пользователей соцсетей появился хэштег #ЯВаня как протест против преступлений, совершенных и совершаемых ежедневно в отношении маленьких человечков. А как считает народная артистка России, помощник уполномоченного по правам ребенка Наталья Селезнева, «сегодня у каждого человека есть возможность написать добрые слова Ване, подчеркнув, что его мужество и сила воли является примером для всех нас». А директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» Леонид Рошаль, судя по всему, все же верит, что в тех, кто провоцирует и отдает приказы бомбить Донбасс, еще осталось что-то человеческое, которое, не исключено, проснется при виде изуродованного тельца Вани. На своей странице в Твиттере он пригласил лидеров «нормандского формата» и президента США Барака Обаму в клинику, чтобы они «провели встречу у постели Вани». Может, тогда доводы России о происходящем на Незалежной возымеют свое действие, и вооруженный конфликт будет остановлен, а публичные заверения Запада о приверженности к дипломатическому пути приобретут наконец-то реальные очертания?
…На одном из ведущих информационных порталов Украины Liga.net на поисковый запрос «Ваня Воронов» получил ответ «Результатов нет». Никаких упоминаний не нашлось и на лентах «Ассошиэйтед пресс», «Рейтер»… Что ж, и это, как ни прискорбно, до омерзения логично. Однако правда все же тоненькими ручейками просачивается в западные СМИ и к общественности. Не случайно, что президента Украины Петра Порошенко в Цюрихе, куда он приехал перед Всемирным экономическим форумом в Давосе, встретили накануне транспарантами и выкриками, суть которых — не хотим видеть и слышать «человека, который убивает детей».
Анатолий Лазарев, обозреватель ТАСС