Россия может усилить протекционистские меры в ответ на очередной пакет западных санкций. По словам помощника президента РФ Андрея Белоусова, речь может идти о подержанных иномарках и продукции текстильной промышленности. Промышленники полагают, что дальнейшее закрытие российской экономики от Запада – это болезненный, но вынужденный шаг, без которого национальные производители в перспективе не выживут. При этом России есть, чего лишить Запад, но такой шаг обойдется слишком дорого.
Евросоюз, а вслед за ним и США 12 сентября ввел против России новые санкции. До 119 персон был расширен список лиц, чьи счета и активы за странах ЕС, США и Канаде будут заморожены. Расширен перечень российских банков и предприятий, которым закрыт доступ к кредитованию в западных банках. Кроме того, был введен ряд ограничений на поставку технологий и сервисного обслуживания в топливно-энергетической сфере.
О возможно ответе России вскоре заявил официальный представитель МИД Александр Лукашевич.
«Уже на многих уровнях политическое руководство России давало понять, что мы примем адекватные меры, и ответ наш будет вполне соизмеримым с тем ущербом, который наносят эти санкционные меры экономикам наших государств», — сказал дипломат.
Конкретизировал, о каких мерах может идти речь помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.
«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды», — пояснил он.
Как затем уточнили источники, под запрет может попасть ввоз в РФ не только б/у автомобилей, но и новых – тех, чьи аналоги производятся в России.
Прозвучали и другие идеи. Например, глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин предложил перевести все расчет с ЕС и США за поставляемые им ресурсы в рубли.
«Давайте будем поставлять их [углеводородное сырье или, например, минеральные удобрения] не за евро и доллары, а за рубли. Давайте титан будем поставлять не за доллары, а пусть покупают нашу национальную валюту, укрепляют ее и рассчитываются с нами рублями», - заявил он.
Россия в нынешней ситуации не может промолчать, считает профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Александр Михайленко.
«Россия сейчас позиционирует себя как один из полюсов многополюсного мира. Для нас принцип непротивления злу - ударили по левой щеке, подставь правую – не подходит. Мы должны ответить», - заявил он Центру политического анализа.
Эксперт полагает, что помимо экономического урона, который понесут сами западные страны от своих санкций, Россия могла бы, например, перекрыть для западных предприятий воздушные коридоры над своей территорией. Ранее с такой идеей выступал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
«Это, я думаю, будет крайне неприятным для европейских компаний. Дело в том, что товарооборот и экономические связи Европы с Японией, юго-восточной Азией проходят по самому короткому пути, через Россию. Это могло бы стать очень серьезным ответным ударом. Многие европейские транспортные авиакомпании могут перестать существовать. Болезненно это будет и для бизнеса: усложнятся и подорожают деловые перелеты», - считает Михайленко.
В свою очередь, член комитета Госдумы по промышленности Олег Савченко в разговоре с корреспондентом Центра политического анализа поддержал предложение Белоусова закрыть российский рынок для подержанных иномарок.
«Я считаю, это нужно было делать раньше, не дожидаясь санкций. Это вопрос безопасности наших граждан, экологии, выживания отечественной автопромышленности, которая на сегодняшний день не имеет стимулов развиваться, потому что иностранные поставщики б/у автомобилей подчас демпингуют», - говорит депутат.
Россия могла бы принять и зеркальные санкции, то есть найти такой свой экспорт, без которого Запад не обошелся бы, но, считает Савченко, это слишком невыгодно российским поставщикам, которые зависимы от западных импортеров.
«[Последние десятилетия] мы планомерно шли от первой зависимости от отверточной сборки, западных комплектующих, западных технологий и дошли до края пропасти, которая называется сырьевой придаток ведущих мировых держав, - говорит депутат. - Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Трагедия, которая произошла на Украине, действия ведущих западных держав спровоцировали наше руководство к тому, чтобы мы задумались о нашей безопасности. Ведь мир не так глобален, как мы думали, и зависимость государства от мирового сообщества в большей степени минус, чем плюс».
Протекционистские меры, которые предлагают в правительстве, по его мнению, станут «шоковой терапией» для российской промышленности, но «идти на эти жертвы» необходимо.
«Как показывает наша история последних 20 лет, именно такие меры дают наилучший потенциал нашей экономике, промышленности. Мы привыкли выживать в критических условиях. Мы, к сожалению, дошли до такого состояния, что наша промышленность, в частности, машиностроение, в таком состоянии, что ее нужно как ребенка бросать в озеро, чтобы научить плавать», - заключает он.
Александр Дюпин