Виртуальное вторжение

29 августа 2014 / 19:10

Украина поведала граду и миру о российском военном вторжении на ее территорию. Правда, никаких доказательств этого вторжения толком не привела, а позже уже президент Порошенко заговорил о необходимости совместного патрулирования границ с российскими пограничниками - то есть как бы с агрессорами. На Западе идею о вторжении подхватили, но конкретных мер пока не последовало. Эксперты полагают, что украинские власти пытаются таким образом давить на Запад, вынуждая страны НАТО оказать военную поддержку терпящей поражение украинской армии.

Накануне блогеры, украинские средства массовой информации и власти, включая президента Порошенко, а также представители США и Великобритании в Совбезе ООН дружно воспроизводили одну сенсационную, казалось, новость: Россия осуществила военное вторжение на территорию Украины.

Украинские чиновники самого разного уровня на протяжении суток активно рассказывали о колоннах российской военной техники, которые якобы вторглись на территорию Украины. «Произошло полномасштабное военное вторжение ВС РФ на территорию Украины. Оно происходит по нескольким направлениям. И сегодня своими действиями Генштаб России пытается распылить силы бойцов АТО, чтобы взять под контроль населенные пункты на Донбассе», - заявил советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк. А по данным СНБО, российские войска взяли Новоазовск, откуда командование в Киеве вывело войска «для сохранения жизни украинских военных».

Не остался в стороне и украинский президент, который созвал экстренное совещание СНБО и отменил поездку в Турцию. «Я принял решение отменить рабочий визит в Турецкую Республику в связи с резким обострением ситуации в Донецкой области, в частности в Амвросиевке и Старобешево, поскольку фактически произошло введение российских войск в Украине», - заявил Пётр Порошенко. «Мир должен дать оценку резкому обострению ситуации в Украине», - добавил он. «Владимир Путин целенаправленно начал войну в Европе. Это знает весь мир, и скрыть это невозможно», - вторил ему украинский премьер Арсений Яценюк.

В России на заявления украинской стороны отреагировали по-разному. Минобороны опровергло наличие российских частей на Украине и факт «вторжения». Не увидели российской военной техники на пунктах пограничного контроля и представители ОБСЕ, которые мониторят ситуацию на границе уже на протяжении нескольких недель. А вот противники российских властей решительно раскритиковали «действия» России. «Путин грубейшим образом нарушил Конституцию, которая не позволяет ему отправлять действующих военных за рубеж без согласия Совета Федерации. Это основание для отрешения его от должности. Кроме того, Захарченко признал, что на стороне сепаратистов воюют около 4-х тысяч россиян. Врать про гражданскую войну им все труднее. Это война России и Украины», - заявил УНИАН российский оппозиционный деятель Борис Немцов. Еще более жесткие заявления в адрес российских властей можно было наблюдать в социальных сетях.

Премьер-министр ДНР Александр Захарченко - тут Борис Немцов не покривил душой - и впрямь накануне заявил о том, что на стороне ДНР и ЛНР воюют несколько тысяч россиян. Только контекст заявления был прямо противоположный - воюют граждане России, в том числе кадровые военные, но это не Россия ведет боевые действия, это инициатива самих частных лиц. С тем же успехом можно обвинять в ведении войны на Украине добрый десяток стран, чьи граждане воюют на той или иной стороне. «В наших рядах их было около трёх-четырёх тысяч. Многие из них уже уехали домой. Ещё больше осталось здесь. К сожалению, есть и погибшие. Из добровольцев из России всегда приходит много бывших кадровых военных», - вот что конкретно сказал Захарченко, добавив, что некоторые действующие российские военные проводят отпуск, сражаясь на стороне ДНР.

Заявления Киева о российской агрессии подхватили и на Западе. Спикер Европейской комиссии в Киеве, чешский дипломат Давид Стулик на своей странице в Facebook написал: «Запомните сегодняшний день, 27 августа. Сегодня началась открытая российская агрессия на украинскую территорию. Это правда, что эта агрессия происходила длительное время, начиная с Крыма, но теперь стало очевидно, крымский сценарий». Позже, впрочем, в Еврокомиссии данный комментарий назвали личным мнением ее представителя. Иные дипломаты и политики, особенно из США, не отстали от спикера Еврокомиссии в Киеве.

Поздно вечером по Москве 28 августа состоялось экстренное заседание Совбеза по Украине (как напомнила представитель США - уже 24-е с начала кризиса). На нем в адрес России прозвучали обвинения со стороны не только Украины, но и США и Великобритании, а также Литвы. Остальные члены Совбеза выразили обеспокоенность, призвали решить конфликт дипломатически, но конкретных обвинений не выдвигали. На том и разошлись и, надо думать, это заседание по Украине не будет последним.

Вот что странно: обвинив Россию в прямом военном вторжении, Порошенко и украинский Совет национальной обороны и безопасности не стали вводить военное положение. Даже больше - к вечеру Петр Порошенко поставил задачу восстановить деятельность украинских пограничных пунктов пропуска на востоке страны и организовать совместное с российскими пограничниками патрулирование. Казалось бы, какое может быть совместное патрулирование в условиях агрессии? Довольно противоречивая реакция (вернее разрыв между словами и реальными действиями) украинских властей дает основания предполагать, что в раздутой из ничего истории с российским «вторжением» был какой-то сугубо практический смысл.

Как полагают эксперты Центра политического анализа, у истерики в Киеве были свои резоны: убедить страны Запада оказать военную поддержку украинским властям в борьбе с ДНР и ЛНР. «Для Порошенко эта история ничего особо не дает: он и так понимает, что столкнулся с ополченцами один на один. Возможно, есть надежда, что что-то может дать встреча с Обамой, но американская администрация ясно дает понять, что не будет оказывать военной поддержки Киеву, потому и на это Порошенко сложно рассчитывать», - полагает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

По словам Салина, на Западе уже порядком устали от украинской истерики. « Европейцы хотели бы переложить на кого-то ответственность за события на Украине, да и американская администрация в последнее время снизили активность по поводу поддержки украинских властей. Потому «российское вторжение» выгодно западным элитам: если мировое общественное мнение будет убеждено, что Россия ввела войска, то возложит всю ответственность за ситуацию с Украиной на Россию, а Запад сможет дистанцироваться от происходящего», - убежден эксперт.

«Это очередной украинский вброс. Украина устраивает информационные провокации уже на протяжении как минимум полугода», - такую оценку дал сообщениям украинских политиков главный редактор журнала «Национальная Оборона» Игорь Коротченко. По его мнению, «целью является попытка украинских властей убедить НАТО: окажите нам военную помощь, а также надавить с целью форсирования принятия Украины в НАТО». «Все это происходит на фоне сокрушительных поражений украинской армии», - напоминает эксперт.

Впрочем, у данных заявлений есть и иной адресат — украинские избиратели. «Надо как-то объяснить электорату причину военных поражений. Поэтому и делаются такие заявления: терпеть поражение от России как бы не стыдно. А вот признать, что воюешь с собственным народом — куда неприятнее», - говорит доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Кирилл Коктыш.

«В этом смысле заявление является «спасительным» для украинских властей. Если признать войну с собственным народом, да еще и признаться в поражениях, то у народа неизбежно появятся вопросы о том, что ты делаешь в кресле президента и на других ответственных местах», - рассуждает эксперт. «Когда ты избирался, обещая установить мир, а вместо этого продолжается война, то для того чтобы сохранить власть, чтобы тебя банально не свергли, требуется делать такого рода заявления», - резюмирует он.

Михаил Захаров

Архивный материал.
Порошенко пытается объяснить электорату причины военных поражений / читать
Запад устал от украинской истерики / читать
Цель Украины – убедить НАТО оказать ей военную помощь / читать