Россия и Германия в украинском узле

22 января 2014 / 20:55

В Москве 22 января состоялся круглый стол на тему российско-германских отношений в свете кадровых перемен в немецком правительстве, а также иных значимых для обеих стран событий. Предсказуемо самой обсуждаемой темой оказалась ситуация на Украине, где интересы Европы (прежде всего, Германии) и России пересеклись. Пока экспертам из обеих стран взаимовыгодных предложений на этот счет выдвинуть не удалось, а единственная конкретная идея одного из спикеров – способствовать мирному разделению Украины на Восток и Запад по примеру Чехословакии – пока считается слишком опасной для Европы.

Первым слово предоставили гостям из Германии: хорошо известному в России немецкому политологу, научному директору германо-российского форума Александру Рару и депутату германского бундестага Карлу-Георгу Вельману.

Парламентарий признался, что, по его мнению, в последние годы отношения России и Германии «оставляют желать лучшего». Однако в новом составе немецкого правительства, а также в сформировавшей его политической коалиции ХДС/ХСС (консервативный блок канцлера Ангелы Меркель) и Социал-демократической партии, ключевые министры, включая министра иностранных дел, настроены на конструктивную работу с Россией, продолжил Вельман.

Депутат рассчитывает, что в перспективе России и Германии удастся отойти от политических стандартов противостояния XIX века в сторону конструктивного диалога. Только такой путь, считает он, выгоден обеим державам, чьи интересы сильно взаимосвязаны.

В ближайшее время, продолжает Вельман, главный вопрос взаимоотношений России и Германии будет решаться в Украине, где уже два месяца происходит уличное противостояние (а с недавнего времени и открытые бои) противников нынешнего правительства, отказавшегося сближаться с Евросоюзом, и полиции. При этом он признал, что переговоры придется вести и с действующими властями Украины, смены которых в Германии пока не предвидят.

Александр Рар, в свою очередь, начал с того, что напомнил, что в 2014 году в России и Германии будут вспоминать ряд юбилейных дат. В частности, 25-летие падения Берлинской стены.

«Надо отпраздновать эту дату не как победу Запада над Востоком, а как начало периода стабилизации и вечного мира в Европе», - пояснил он, добавив, что также будет отмечаться и вывод советских войск из Восточной Европы.

Еще одна важная дата, по версии Рара - «конец ленинградской блокады, освобождение Украины и Белоруссии [от немецко-фашистских захватчиков]».

«Важно, чтобы немецкий президент, не поехавший в Сочи (на Олимпиаду – ред.), приехал в Санкт-Петербург», - считает он.

Кроме того, Рар обозначил как важные темы для диалога – вывод войск НАТО из Афганистана и последующий контроль за ситуацией в регионе, а также борьба с новыми вызовами, предъявляемыми миру международным терроризмом.

«Все давно поняли, что терроризм в России - это не борьба чеченцев за освобождение, а часть мирового джихада», - добавил немецкий эксперт.

Среди российских экспертов, приглашенных на круглый стол, мнение относительно депрессии в российско-германских отношениях не разделяют.

«Отношения за последние годы не ухудшились. Это ошибка, которую повторяют и политики и журналисты. Ухудшилась атмосфера, - говорит директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

Ни по одному из существующих совместных проектов не произошло ухудшений, объясняет он. Например, по-прежнему успешно работает программа обмена эффективными кадрами. После визита российского президента Владимира Путина в Ганновер улучшились профессиональные отношения между ним и Ангелой Меркель. Все благодаря тому, что российский лидер признал успех политики немецкого канцлера в Европе. Кроме того, российско-германские отношения становятся частью трансатлантических отношений. В частности, Россия все большую роль играет в решении вопросов ЕвроПРО, завершает эксперт.

Причем, по его мнению, необъективно накаляют обстановку вокруг российско-немецких отношений не только западные журналисты, но и российские, развивает мысль коллеги руководитель русской службы вещания «Радио Берлин-Бранденбург» Олег Зиньковский. В качестве пример он привел недавний документальный фильм Владимира Познера, в котором «Германия представлена в очень мрачном свете».

Тем не менее, говоря о перспективах, эксперт высказал предположение, что отношения между странами все равно останутся нормальными.

«Есть реальные общие вопросы. Как минимум, Германии нужны энергоресурсы, а России - технологии и инвестиции… Мне кажется со сменой правительства [в Германии] происходит перезагрузка. В дальнейшем это будет политика нешумных шагов по экономическим рельсам», - сказал он.

Вызвавшим непонимание присутствовавших экспертов стало выступление директора Центра им. Льва Гумилева Павла Зарифуллина. По его мнению, «невероятные усилия навстречу друг к другу России и Германии» осложняются тем, что происходит в эти дни в Киеве.

«Украина - это была и остается термальной зоной между ЕС и Евразийским союзом, - говорит эксперт. – То, что происходит в Украине, может разрушить отношения России и ЕС».

В качестве решения проблемы Зарифуллин предлагает рассмотреть вариант мирного разделения Украины. «Лучше такой худой мир, чем добрая ссора, - добавил он. - Надо определяться, или в XXI веке мы получим зону турбулентности».

Своими словами он вызвал резко критический отзыв Александра Рара, который прямо заявил: «Мы не можем поддержать такое предложение». Он напомнил, что во всей Европе единственная страна, которой удалось мирно разделиться, стала Чехословакия, в остальных раздел сопровождался кровопролитием.

«В Украине нужно переломить противостояние РФ и Германии. Как сказала Меркель, Украину не стоило ставить перед выбором: либо РФ либо ЕС. От раскола Украины пострадает и РФ, и ЕС. Это будет жутким примером для практики объединения», - сказал он.
Владислав Белов, свою очередь, объясняет нежелание Европы признавать раскол на Украине тем, что такой пример стал бы катализатором аналогичных проблем в самой Европе.

«Соглашусь с Павлом Зарифуллиным в том, что центробежные тенденции в Украине весьма сильны, и не исключен раздел страны. Именно этого опасается ЕС, потому что этим примером моментально воспользуются другие регионы. И такие процессы в последующие десятилетия будут определять лицо Европы», - пояснил он.

С точки зрения директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, раздел Украины означал бы в глазах Европы усиление позиций России, «а это для них недопустимо». «А Западная Украина, где из промышленности осталась только одна АЭС, автоматически станет Северной Молдавией и станет проблемой Европы», - добавил экономист.

Архивный материал.
Германия сталкивается с проблемой центробежных сил / читать