Россия и ЕС: в спокойствии - сила

12 апреля 2013 / 17:45

Политическая ситуация, складывающая внутри Украины и вокруг нее, заставляет анализировать не только роль ведущих внешних игроков, которыми являются Россия и Евросоюз, но и ставить вопрос о том, как будут трансформироваться их взаимоотношения. На вопрос, поссорит ли Россию с ЕС «украинский фактор», попытались ответить эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

Несмотря на то, что события на Украине развиваются стремительно, конфигурация конечного разрешения ситуации неясна пока никому. В среду, 4 декабря, украинская делегация во главе с вице-премьером страны Юрием Бойко отбыла в Москву для переговоров. Украиной также достигнута договоренность о визите делегации в Брюссель для обсуждения с Евросоюзом вопросов торгово-экономического взаимодействия. Дата визита согласовывается. Он может состояться с 16 по 20 декабря.

Между тем, в Москве рассчитывают, что украинские политики вернут ситуацию в стране в конституционное русло и призывают не вмешиваться в этот процесс из-за рубежа. Такое мнение выразил в среду на брифинге в Брюсселе глава МИД РФ Сергей Лавров.

Как бы то ни было, «украинский фактор» может напрямую сказаться на отношениях России с ЕС, ведь, если абстрагироваться, то Россия (во всяком случае пока) выступает бенефициаром ситуации, поскольку переиграла своих европейских коллег на дипломатическом поле. Тем не менее, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, не делают в этом отношении однозначных прогнозов и указывают на важную роль Германии, являющейся, по сути, экономическим локомотивом ЕС.

Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина уверена в том, что «два крупных игрока – Россия и ЕС – будут сохранять в отношении друг друга спокойствие». «В конечном итоге выбор политических решений остается за Украиной, - считает она. - Конечно, ей будут что-то предлагать, Украина будет играть на существующих противоречиях. Скорее всего, она будет торговаться с ЕС, возможно, с Россией. Но я не думаю, что на официальном уровне России и ЕС стоит ждать какой-то катастрофы, причем катастрофы гуманитарной. Ситуация с Украиной не повлияет на наши взаимоотношения, по крайней мере, в формальной их части».

Говоря о роли Германии в этой ситуации, Бабынина напомнила, что «есть два разных понятия: двусторонние взаимоотношения с ФРГ и взаимоотношения с ЕС как с союзом». «Сказать, что у нас никак не изменятся отношения со всеми государствами ЕС, наверное, нельзя, - отметила эксперт. - Возможны негативные прецеденты с той или иной страной. Но если мы дружим с Германией, это не значит, что мы дружим со всем ЕС. И я не думаю, что ситуация с Украиной как-то скажется на российско-германских отношениях. И когда мы говорим, что Германия – ключевой игрок в ЕС, мы всегда немного лукавим, поскольку, да, у нее, самая мощная экономика, да, страна сейчас продавливает свое видение выхода из европейского кризиса. Но все-таки, даже формально в ЕС все равны. Понятно, что все равны, но некоторые равнее. Но не учитывать фактор других государств тоже нельзя, если мы говорим о ЕС как о союзе».

В свою очередь, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов настаивает на том, что «о возможной динамике отношений между Россией и ЕС говорить пока преждевременно, поскольку ситуация и вокруг Украины, и внутри Украины - патовая».
«Я бы не сказал, что Россия выиграла, партия продолжается, - заметил он. Украина не собирается в Таможенный союз, просто она не подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Поэтому здесь очень много неопределенных вещей. По крайней мере, Украина пытается отыгрывать эту ситуацию, обозначить свое стремление быть и с ЕС, и с Россией».

«Мне кажется, здесь как раз Германия достаточно важна, потому что Ангела Меркель недавно, обращаясь к России, заявила о том, что Владимир Путин и его окружение должны думать не только в черно-белых тонах, но и смотреть шире, рассматривать различные варианты, при которых Украина могла бы сотрудничать и с ЕС, и с Россией, - добавил Белов. - При этом это ее личное мнение, но оно, по крайней мере, весьма примечательно. И на этом фоне Ангела Меркель, талантливый политик, неслучайно имеющая очень высокий рейтинг у себя в стране и в целом по ЕС, могла бы стать посредником в переговорах. Да и сама Украина может предложить Меркель стать посредником по поводу концорциума, управляющего украинской газотранспортной системой, который для России неприемлем в контексте строительства «Южного потока» и существующего Северного потока».

По словам Белова, «Украина стоит на перепутье, в стране отсутствует политический и гражданский консенсус» и «здесь Германия в лице Меркель и пока несуществующего дееспособного правительства «большой коалиции» Германии, вполне способна выдвигать идеи, которые могут стать предметом для обсуждения и переговоров». «ЕС выжидает и жесткими заявлениями оказывает давление на ситуацию. ЕС ждет отставки правительства на Украине. Пока ЕС рассчитывает на возвращение ситуации в те рамки, которые имелись до Вильнюса», - отметил эксперт.

Директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Тимофей Бордачев говорит о необходимости позитивной повестки отношений Россия-ЕС.

«События вокруг Украины, надеюсь, подвигнут ЕС к тому, чтобы перестать строить свои отношения с Россией исходя из нулевой суммы, нулевого конечного результата, - отметил эксперт. - Кризис в наших взаимоотношениях налицо. Он стал возможен по той причине, что мы пока не видим со стороны Европейского союза попыток выстраивания какой-либо позитивной повестки. И хочется надеяться, что развивающиеся события вокруг Украины позволят поменять ситуацию в лучшую сторону».

Архивный материал.
Россия еще не выиграла, партия продолжается / читать
Если мы дружим с Германией, это не значит, что мы дружим со всем ЕС / читать
ЕС пора прекратить строить свои отношения с Россией исходя из нулевой суммы / читать