Полет за три моря

12 декабря 2014 / 22:05

Закончился официальный визит в Индию президента России Владимира Путина. Это было его шестое посещение этой страны в качестве главы российского государства, а первое пришлось на 2000 год, когда в ходе государственного визита была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Москвой и Нью-Дели. Такой декларации Россия не подписывала ни до того, ни после того ни с одной другой страной мира. И подобного открытого эксклюзивного привилегированного партнерства за пределами бывшего Союза у России тоже больше нет ни с одной страной мира. Какое бы правительство, представители какой бы партии не возглавляли Индию — отношения между двумя странами никогда не подвергались сомнению и не были подвержены колебаниям сиюминутной конъюнктуры.

Москва и Нью-Дели являются членами организации экономического сотрудничества БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Их позиции совпадают по большинству проблем международной политики. Они сотрудничали и сотрудничают во многих областях экономики, высокотехнологического производства, разработки и добычи углеводородов, в атомной энергетике. В индийском штате Тамилнад, к примеру, в октябре 2013 года был подключен к электросети первый блок атомной электростанции «Куданкулам», построенный при участии России, в июне нынешнего он выведен на полную мощность. Готовится к пуску второй блок. А в ходе нынешнего визита Владимира Путина подписан пакет из 25 совместных документов о развитии кооперации двух государств в различных отраслях. В том числе и соглашение о строительстве в Индии еще 20 блоков атомных электростанций. Крупнейшие отечественные компании «Роснефть» и «Газпром» вместе с индийскими коллегами подготовили проекты по освоению российского арктического шельфа, расширения поставок на полуостров Индостан сжиженного природного газа… Но, наверное, одним из самых долгосрочных и значимых проектов стало военное и военно-техническое сотрудничество между двумя странами.

Почти 70% индийских вооружений имеют советское или российское происхождение. Только за последние годы Нью-Дели получил шесть фрегатов проекта 1135.6 класса «Тальвар», построенных на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге и на заводе «Янтарь» в Калининграде. Они оснащены самым современным вооружением, системами управления огнем и навигационными комплексами. На Северодвинском «Севмашпредприятии» модернизирован для Индии тяжелый авианосный крейсер «Адмирал Горшков», что носит сегодня название «Викрамадитья». На нем находится группировка палубных истребителей МиГ-29К\МиГ-29КУБ российского производства. Индийский авианосец вместе с российской многоцелевой атомной подводной лодкой бортовой номер К-152 «Нерпа» (проект 971 класс «Щука-Б»), теперь она носит название «Чакра», переданной индийским морякам в аренду на 10 лет, сегодня бороздит моря Индийского океана, как и десяток дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, также построенных и модернизированных на российских судостроительных предприятиях для Индии.

В индийской армии служат три с лишним сотни танков Т-90С, которые по российской лицензии и из российских машинокомплектов собирают на индийских предприятиях. Как и полторы сотни многофункциональных истребителей Су-30МКИ, созданных фирмой «Сухого» и Иркутским авиастроительным заводом «Иркут» специально для ВВС Индии. На этих самолетах стоит французская, индийская и израильская аппаратура, и в недавнем прошлом по своим тактико-техническим характеристикам они были лучше, чем истребители, находившиеся тогда на вооружении Российской армии. А еще индийское небо контролируют три самолета дальней радиолокационной разведки и наведения (АВАКС), представляющие собой российский А-50 на базе Ил-76 с израильской антенной «Фалькон». Автору этих строк довелось видеть при посещении израильской фирмы Israel Aircraft Industries (IAI), как эти самолеты переоборудовались для Нью-Дели.

Перечислять образцы российских вооружений, защищающих индийский суверенитет, можно бесконечно долго. Но нельзя не сказать о сверхзвуковой противокорабельной ракете «БраМос», созданной совместной российской и индийской фирмой BrahMos Aerospace Private Limited, в которую вошли специалисты НПО машиностроения из подмосковного Реутова и компани Hindustan Aeronautics Limited. Название «БраМос» состоит из двух составляющих — имени реки Брахмапутры и Москвы-реки. За основу разработки взята реутовская сверхзвуковая ракета «Яхонт» или «Оникс». Часть комплектующих для нее делается в России, а основная оснастка — в Индии. Сейчас индийскими сверхзвуковыми ракетами, которых насчитывается уже больше тысячи, оснащены надводные корабли, подводные лодки, системы береговой обороны. Создается и вариант для оснащения истребителя Су-30МКИ. К концу нынешнего года, как утверждал глава компании BrahMos Сиватхану Пиллаи, должны пройти первые натурные ее испытания. Хотя сообщений об этом пока не поступало.

Тем не менее, индийцы собираются создать и гиперзвуковую версию этой ракеты. По словам Пиллаи, она будет летать со скоростью, равной семи скоростям звука — примерно 8400 км\час. И появится на вооружении ВВС Индии уже в 2017 году. А еще Нью-Дели хочет предложить «БраМос» на экспорт и у него уже есть для нее потенциальные покупатели. Так же, как и на создающийся сейчас совместно с фирмой «Сухого» многофункциональный истребитель пятого поколения — ПАК ФА. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, а еще и военно-транспортный самолет — МТА (Muitirole Transport Aircraft), реактивную систему залпового огня «Смерч», другую технику.

В этом тоже уникальность совместного российско-индийского сотрудничества. Ни с каким другим государством мира за пределами СНГ наша страна не создает боевой техники и не предлагает ее третьим странам. И ни одна страна мира, кроме России, не предоставляет Нью-Дели лицензий на производство своей боевой техники на индийских предприятиях. В этом плане сотрудничество между Россией и Индией — поистине эксклюзивно.

Правда, в последнее время Россия проиграла несколько серьезных тендеров на поставку в Индию современной боевой техники. Среди них тендер на поставку 126 легких многофункциональных истребителей — MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), стоимостью в 20 млрд. долларов. Тендер выиграли французы с самолетом «Рафаль». Отказались индийцы закупать наши военно-транспортные самолеты Ил-76, отдав предпочтение американскому С-130 «Геркулес». И тяжелый российский военно-транспортный вертолет Ми-26, которому ни по грузоподъемности, ни по летным качествам нет равных в мире, почему-то уступил на индийском рынке американскому СН-47 Chinook, а наш всепогодный ударный Ми-28Н также американскому ударному AH-64D Apache…

Наши специалисты не делают трагедии из этих примеров. Причина таких неудач, считают они, не в том, что наши машины уступают французским или американским по тем или иным показателям, а в том, что индийское руководство приняло план диверсификации закупок боевой техники. Оно не хочет, образно говоря, складывать все яйца в одну корзину и зависеть в поставках запчастей, боеприпасов, в модернизации закупленных ранее самолетов и вертолетов от одной, пусть и самой близкой страны. И хотя в такой позиции тоже есть определенные изъяны — например, французские авиастроители затянули подписание контракта по «Рафалю», отказываясь выполнить один из важнейших пунктов тендера — передачу технологической документации на производство истребителя на индийских предприятиях, — тем не менее, принятая правительством программа диверсификации должна выполнятся. Она и выполняется.

Это заставляет российских поставщиков боевой техники за рубеж искать новые, интересные для индийской стороны формы и методы работы, предлагать нестандартные подходы к постконтрактному обслуживанию ранее поставленной техники. Корабелы Северодвинского «Севмашпредприятия», например, взяли на себя обязательство технического сопровождения жизненного цикла авианесущего крейсера «Викрамадитья». Их специалисты на ротационной основе присутствуют на военно-морской базе в Мумбаи, к которой приписан авианосец, и помогают индийским морякам в кротчайшие сроки решать те или иные технические проблемы, если они возникают на корабле. Есть у наших работников ОПК и проекты модернизации истребителей МиГ-29 и вертолетов Ми-17, ранее поставленных Нью-Дели, а также танков Т-72 и Т-90С, которые составляют ударную силу индийских сухопутных войск.

Индийские танкисты участвовали летом нынешнего года на полигоне в подмосковном Алабино в международных соревнованиях «Танковый биатлон». Они могли познакомиться с вариантами усовершенствования двигателя и оборудования башни Т-72Б, который выиграл соревнование. И, не исключено, что такой танк пригодится и им. Тем более, что у Индии на вооружении до сих пор стоит почти две тысячи подобных машин. Знакомились индийские военные с российской боевой техникой и в ходе совместных учений под названием «Индра», которые проводятся практически ежегодно с 2003 года. Причем, не только на российской земле, но и в самой Индии. Как на суше, так и на море. Последние из них проходило в конце сентября этого года Волгоградской области на полигоне «Прудбой», где воины двух стран отражали атаки террористов, обменивались боевым опытом, изучали боевую технику и оружие друг друга. Очень понравилась, говорят, индийским десантникам российская боевая машина пехоты БМП-3. Не факт, что завтра она появится в экспортной заявке Минобороны Нью-Дели, но категорически исключить такой вариант тоже было бы неправильно.

Есть российское предложение о модернизации вертолетов Ми-17 и даже об их производстве на индийской территории, в том числе и о производстве в Индии легких вертолетов Ка-226, о сборке здесь же российских пассажирских лайнеров Sukhoi SuperJet 100, размещении на полуострове Индокитай наземных приемных станций системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, который является сопредседателем с российской стороны межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, Москва и Нью-Дели рассматривают вопросы о взаимодействии по космической тематике и договорились провести отдельные консультации по данной теме. Речь идет о пилотируемой космонавтике и проектах, связанных с совместным использованием российской навигационной системы ГЛОНАСС, в частности, совместном производстве модулей по приему сигнала ГЛОНАСС.

Вице-премьер подчеркнул, что Россия считает совместное производство модулей возможным, особенно «если Индия согласится внедрить систему «ЭРА-ГЛОНАСС», которая представляет собой систему спутникового мониторинга транспорта для оповещения соответствующих служб в чрезвычайных ситуациях. И хотя Рогозин этого не упоминал, но система ГЛОНАСС может использоваться и в военных целях, для привязки к местности ракетных, артиллерийских систем вооружений, повышения эффективности и точности их огневой мощи. А также для управления боевой авиацией и кораблями. Назвал перспективным вице-премьер и «совместное производство электронной компонентной базы и двусторонние проекты в сфере космического приборостроения».

И хотя принципы российско-индийского военно-технического сотрудничества считаются незыблемыми, в последнее время в Москве, может быть на фоне одного за другим проигранных тендеров, в которых почему-то постоянно побеждают американцы, тоже начали пересматривать свою позицию по отношению к Нью-Дели. Раньше, когда индийцы практически покупали только российское вооружение, Москва, кстати, по просьбе индийской стороны, отказывалась от ВТС с Исламадом. Сегодня, когда пограничные конфликты между соседями перешли в стадию своеобразной рецессии, пренебрегать военно-техническими связями с Пакистаном в Москве считают нецелесообразным. И во время недавнего визита министра обороны России Сергея Шойгу в эту страну разговор зашел о поставках Исламабаду партии тяжелых вертолетов Ми-26, от которых отказался Нью-Дели, и многоцелевых вертолетов Ми-171.

Конечно, сделано это было не в пику новому правительству Индии, не как какая-то «месть» за безосновательно проигранные тендеры, как это может показаться на первый взгляд, а для того, чтобы снять с себя обузу самоограничения, тем более, что острые конфликты между Нью-Дели и Исламабадом, как между Нью-Дели и Пекином, начали сходить на нет. И в этом треугольнике «Россия-Пакистан-Индия» уже, как говорится, нет ничего личного, только бизнес.

Да, надо признать, что объем поставок российских вооружений в Индию за последние годы несколько снизился. Тем не менее, Нью-Дели занимает по экспортным показателям отечественного ВТС одно из первых мест. По словам бывшего главы СВР и бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла России в Индии Вячеслава Трубникова, больше трети ежегодной выручки наших экспортеров вооружений приходится на эту страну. А после визита в Индию президента Владимира Путина, надо надеяться, портфель индийских заказов для нашего оборонно-промышленного комплекса, как это вытекает из Декларации стратегического партнерства, должен обязательно возрасти. В том числе и для совместных предприятий этой сферы.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Архивный материал.