По словам экспертов, ОНФ призван быть «общественным лобби» и главным связным народа и власти. В таком виде Фронт может стать не только наиболее перспективной в РФ политической силой, но и потенциально конкурентной в мировом масштабе структурой.
Накануне первого дня учредительного съезда Общероссийского народного фронта (ОНФ) известные политологи вместе с «фронтовиками» поделились своим видением того, что из себя будет представлять организация. По словам спикеров, «надпартийный» и внеидеологический ОНФ призван вернуть в политику ценности и создать «коммуникацию между населением и властью», чтобы ускорить процесс решения повседневных проблем страны и ее граждан. Как рассказал после пресс-конференции в эксклюзивном интервью ТАСС-Аналитика председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, конкурентные преимущества Фронта перед устаревшими политическими моделями в России и за границей станут очевидны в течение ближайших пяти лет.
На пресс-конференции были презентованы данные очередного исследования ВЦИОМ. Как рассказал руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов, известность ОНФ в июне 2013 года достигла своего пика: 56% опрошенных известно о существовании такой структуры. Больше всего «Фронт» ассоциируется у респондентов ВЦИОМ с «объединением народа для решения проблем», «группой людей из народа» (17%), «защитой интересов простых людей» (6%). Наиболее популярный ответ на вопрос о цели ОНФ – «для улучшения ситуации в стране, для помощи простым людям» (19%). На сегодняшний день все больше опрашиваемых относятся к ОНФ положительно. А тех, кто отрицательно относится к Народному фронту, с каждым новым опросом становится все меньше.
При этом именно с фигурой главы государства связан наиболее популярный ответ на вопрос о цели существования ОНФ. «Доносить до президента информацию о том, что действительно происходит в стране», - считает 73% респондентов. Еще 71% считает, что Фронт должен заниматься «народным контролем».
Любопытно, что отвечая на два похожих вопроса «Посмотрите на список задач и скажите, в решении каких из них, по-вашему, необходимо принимать участие Народному фронту?» и «Выберите, пожалуйста, из списка три проблемы, которые должны стать приоритетными для ОНФ на ближайший год», люди ответили по-разному. В первом случае фаворитом стал ответ «Улучшить качество услуг, предоставляемых ЖКХ» (54%), а во втором – «коррупция и бюрократизм». Как пояснил Львов, в первом случае – респондентов просили выбрать «из инициатив, которые уже исходили от ОНФ». «Второй вариант ответа – это то, что люди на самом деле хотели бы получить от ОНФ», - подчеркнул он.
На вопрос свидетельствует ли это о несоответствии программы ОНФ реальному запросу людей, Львов ответил «мы увидели некоторый дифференциал».
«На самом деле эта дистанция не так уж велика, но она присутствует, и если коллеги прислушаются к гласу народа и таким образом развернут деятельность ОНФ в сторону восприятия именно таким образом. Мы продиагностировали ситуацию и увидели такие вот вещи», - сказал он.
Ответила на этот вопрос и участник конференции, депутат Госдумы от «Единой России» Ольга Тимофеева.
«Не всегда наши представления о том, что мы думаем и что мы делаем, совпадают», - заявила она. Однако, по ее словам, программа ОНФ, основанная на предвыборных статьях Владимира Путина, еще будет дополняться с помощью экспертов, с учетом регионального аспекта. В качестве примера она привела ситуацию в Ставрополье, где, по ее мнению, большинство считает главной проблемой безопасность людей. Однако в опросе ВЦИОМ она отражена не была, потому что она сугубо региональная. «Когда происходят теракты, безработица, ситуация в ЖКХ и прочее отходят на второй план», - сказала Тимофеева, поблагодарив социологов за предоставленный материал для размышлений.
В свою очередь, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин сравнил ОНФ с «общественным лобби».
«Это всеобъемлющая коалиция, у которой в постсоветской истории не было аналогов»
Он добавил, что для ОНФ форма работы в качестве общественного движения оптимальна. У заведующего кафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ Константина Симонова ОНФ ассоциируется с «зонтиком»: «Это консолидация людей вокруг Путина и его программы», - пояснил он.
Резюмировал слова коллег председатель Совета директоров Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрий Бадовский.
«Люди ждут не того, чтобы ОНФ превращался в очередную партию, боролся за какие-то должности. Люди ждут, чтобы у нас появился сильный институт независимого общественного контроля в стране, политике, социальных реформах»
По мнению Бадовского, главная практическая задача ОНФ - «перейти от слов к делу», чтобы был виден реальный результат работы.
Бадовский подчеркнул, что ОНФ – не беспрецедентный в мировой практике политический проект.
«Наиболее яркий пример – это создание практически аналогичной по идеологии и даже оргструктуре организации президентом США Бараком Обамой. Организации OFA (Organizing for Action), которая фактически построена аналогичным образом, как массовое волонтерское общественное движение, которые вобрало в себя активистов предвыборных штабов Обамы, активистов различных гражданских инициатив. OFA продвигает приоритеты программы Обамы в области социальной политики, миграционной реформы, новой энергетики, экологии и т.д. Формат практически аналогичный по своей логике ОНФ, - заявил Бадовский. - Я думаю, что таких структур, структур прямого политического действия будет становиться все больше и больше в разных странах мира. В этом смысле, мы, может быть, даже их опережаем».
Прокомментировал Бадовский и итоги соцопроса ВЦИОМ, которые хотя и показывают рост интереса и доверия к ОНФ, но пока остаются в пользу индифферентного отношения к этой структуре: 42% впервые слышат об ОНФ, у 45% нет ассоциаций по поводу ОНФ, 53% затрудняются ответить по поводу целей ОНФ.
Политолог утверждает, что эти показатели - «на самом деле очень хорошие цифры» и уже скоро, по его оценке, поддерживать ОНФ будет большинство.
«Достаточно посмотреть аналогичные цифры по любой другой партии, и они будут на порядок хуже. Это точно. И по антирейтингу, и по тому, интересуют ли вообще эти партии кого бы то ни было, - заявил он. - Сделать так, чтобы небезразлично к ОНФ относилось большинство может только сам Фронт. Своими конкретными делами и инициативами, контролем за общественной ситуацией, когда нужно поспорить с властью, правительством. Эти цифры достаточно скоро изменятся, и с поддержкой будет относиться большинство».
По словам Бадовского, ОНФ уже сейчас есть чем похвастаться.
«Определенные вещи ОНФ уже делает. За последние месяцы и тема «золотых парашютов» была поднята, были произведены поправки в закон о роскоши в части налога на дорогие автомобили, тема реформирования региональных систем здравоохранения, закон о рыбалке скорректирован, тема школьной формы поставлена и т.д. Есть уже определенные конкретные вещи, и их должно становиться только больше», - заявил он.