Минсельхоз подготовил новую госпрограмму развития сельского хозяйства, которую министр Николай Федоров должен представить в Кремле 3 октября. Предварительно он встретился с журналистами в информагентстве ТАСС и рассказал, в чем заключается план его ведомства по реформированию отрасли в условиях санкций и продуктового эмбарго. Федоров предлагает начать новую индустриализацию, ускоренными темпами развивать инфраструктуру, сделать ставку на фермерские хозяйства и кулаков. Главная цель — переход к форсированному импортозамещению.
По словам министра, и санкции, наложенные на Россию западными странами, и продуктовое эмбарго, которым Россия ответила, и падение курса рубля — все это положительно скажется на российском сельском хозяйстве, поскольку будет способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции. Федоров считает, что нынешняя ситуация напоминает период после дефолта 1998 года, когда из-за резкого удорожания импортных товаров, отечественные производства получили мощный стимул к развитию.
Впрочем, министр признал, что есть и пострадавшие. В частности, российские компании-импортеры, чей бизнес был сосредоточен на ввозе в страну товаров из Европы или США, а также регионы, наиболее зависимые от импорта продуктов с Запада, например, Калининградская область.
«Но это издержки. Страна должна была пойти на эти меры. Когда речь идет о финансовой блокаде нашей страны, нас вынудили принять это решение. Это форс-мажор. И у меня встречный, может быть, такой жесткий министерский вопрос — а чего они (российские импортеры — ред.) не вкладывали деньги в производство продукции в России?», — спросил Федоров.
Говоря о необходимых, по мнению Минсельхоза, шагах по развитию отрасли, он отметил начало «новой индустриализации». Дело в том, что многие производства находятся фактически в изоляции внутри страны, к ним нет хороших дорог, поблизости нет крупных населенных пунктов, откуда могли бы приехать рабочие и специалисты. Поэтому Минсельхоз впервые намерен принять участие в распределении госинвестиций в инфраструктуру. То есть фактически определит свои требования, каким образом должна развиваться дорожная сеть страны с тем, чтобы облегчить логистику продукции сельхозпроизводителей.
Кроме того, в приоритете новой госпрограммы увеличение финансирования селекционно-генетических разработок, по меньшей мере удвоение площадей теплиц, вложение средств в производство плодово-ягодной продукции, поддержка молочного производства и пищевой перерабатывающей промышленности, развитие технологий консервирования плодов и овощей, чтобы лишняя продукция не сгнивала зимой.
Также министр предлагает сделать ставку на фермерство, которое, по его словам, уже доказало свою эффективность в России. «Нам нужны кулаки!», — заявил Федоров.
При это он подчеркнул, что у этой точки зрения есть оппоненты, которые полагают, что эффективней вкладывать средства в крупные аграрные холдинги, которые дают более быстрый экономический эффект.
«Но по моему опыту ни одно цивилизованное правительство не может закрыть глаза на сельскую жизнь. Это сохранение российской цивилизации, — поясняет он. — Это спор между либералами и социалистами. Я отношу себя к социалистам».
Тем более, по словам Федорова, что в России уже есть опыт успешной интеграции фермерства и крупных компаний. Например, агрохолдинг «Мираторг» в 2013 году в рамках эксперимента пригласил на работу в Россию 25 американских ковбоев, которые успешно пасли огромное поголовье быков. При этом в компании честно признались, что к услугам иностранцев были вынуждены прибегнуть, потому что у российских пастухов просто нет такого обширного опыта.
Еще одна задача Минсельхоза — создать долгосрочные условия для развития отечественного производства продуктов, чтобы в случае снятия санкций и отмены продуктового эмбарго, иностранцы вновь не вытеснили российских производителейс их же собственного рынка.
Впрочем, все эти планы не означают, что Минсельхоз намерен полностью отказать от импорта. По словам Федорова, уже почти все страны Латинской Америки изъявили желание увеличить поставки продукции своего агропрома в Россию. Это и Аргентина, и Уругвай, и Бразилия. У них есть и конкуренты, правда, некрупные, например, Марокко и Иордания. Активные переговоры ведутся и Китаем, Турцией и Ираном.
«Стоит очередь желающих заместить продукцию [попавших под эмбарго импортеров], — сказал министр, подчеркнув, что при этом стандарты качества и требования к продукции только растут.
Александр Дюпин