Лозунг «кадры решают все» - устарел

31 октября 2013 / 20:28

Сегодня именно система отбора кадров решает все. Так считает Галина Юрьевна Ивлева, заместитель декана МИГСУ РАНХиГС, заведующая кафедрой антикризисного управления социально-экономическими системами, доктор экономических наук, профессор. Центр политического анализа продолжает цикл бесед с наставниками будущих отечественных госслужащих с целью узнать, кто идет на смену «крепким хозяйственникам» 90-х и «эффективным менеджерам» 00-х.

Видите ли вы изменения в качестве абитуриентов за последние 5-10 лет?

Наши студенты очень нестабильны по качеству образования. Я не согласна с теми, кто говорит, что студенты год от года становятся все хуже и хуже. Я уже лет 20 работаю в этой сфере и замечаю волнообразный характер. Иногда два-три года подряд идут студенты с низким уровнем знаний. Потом появляются очень хорошие ребята. В этом году у нас замечательный набор: ребята активны, хотят и могут учиться.

Приходят цельные личности?

Что особенно ценно для тех, кто идет на специальность «государственное и муниципальное управление» - у них еще есть какие-то идеалы. Возможность сохранить эти идеалы, чтобы ребята не ударились в цинизм - самая главная наша задача.

Предшествующее поколение относилось к этому по-разному. Еще пять-шесть лет назад во время преподавания я достаточно часто сталкивалась с утилитарным подходом студентов. Они шли на эту специальность, чтобы в дальнейшем получить некую конвертацию будущих знакомств, навыков, связей, полученных на госслужбе, в звонкую монету. Сейчас это меньше заметно, меньше ощущается.

Какова же их мотивация? Она исключительно положительная?

Да, мотивация извлечь выгоду из госслужбы есть, от этого никуда не денешься. И в этом виноваты не сами ребята. Бакалавры, которые приходят к нам, - чистый лист. А с теми, кто приходят к нам получать второе высшее образование, уже труднее. Это взрослые люди, которые четко знают, чего они хотят. И в этом смысле я очень позитивно оцениваю наших ребят, с ними можно работать. Более того, я думаю, что госслужащих нужно воспитывать, что называется, с младых ногтей.

Как меняются учебные программы, что дорабатывается?

Программы меняются каждый год. Это обязательное требование: чтобы блок специальных дисциплин, блок дисциплин по выбору перерабатывался. У нас есть в учебном плане так называемый стабильный блок – основные образовательные дисциплины, они определены по стандарту, мы их менять не можем. Вариативная же часть перерабатывается.

Как вы оцениваете перспективы на рынке труда учащихся по программам госслужбы?

В этом смысле у нас так же, как и везде. Наверное, только врачи могут похвастаться тем, что после окончания вуза порядка 70% идут работать по специальности. Мы же изначально говорим ребятам о том, что то образование, которое они получают, должно дать им возможность работать везде. Экономика, юриспруденция, политика, психология, конфликтные и кризисные ситуации в разных сферах– они изучают все. У них широкие возможности. Другое дело, что есть опасность, когда изучаешь все. Относительно будущего трудоустройства, ситуация достаточно проста. Если человек грамотен и компетентен, его, что называется, оторвут с руками. У нас очень много запросов из министерств и ведомств. Они просят дать им хороших ребят, тех, кто вменяем, не боится много работать, способен оперативно решать сложные задачи. На самом деле, очень трудно найти высококачественные трудовые ресурсы. Так что эта проблема актуальна везде. Да, говорят, что у нас много чиновников, юристов, экономистов. Но много хороших специалистов не бывает. Вопрос дефицита кадров актуален.

Есть утверждение, что за последние несколько лет в России появилось новое поколение государственных менеджеров - носителей европейской этики госслужбы, которые пришли на смену классическому советскому чиновнику. Корректно ли так говорить?

Конечно, тенденции такие наблюдаются.. И здесь вопрос даже не столько в том, что перенимаются традиции и навыки западного госуправления. Свой отпечаток накладывает общий стиль восприятия жизни. И тут ничего плохого нет. То есть, мы наблюдаем более высокий профессионализм, высокий уровень активности. Почему нет?

А уместно ли говорить, что новый российский чиновник ориентирован, в том числе, и на служение своему Отечеству, а не только на личную карьеру?

Думаю, что когда студенты выходят от нас, у них это есть. Сумеют ли они сохранить патриотизм в дальнейшем, в своей работе – вот это уже большой вопрос. Знаете, тут возникает «проблема рассола»: не я такой, система такая. Поэтому, когда ребята только-только начинают работать на государственной службе, то бывает так, что их ожидания не совпадают с реальностью. Поэтому должна быть система подбора и подготовки управленческих кадров. Этот лозунг «кадры решают все» - устарел. Сегодня система отбора кадров решает все. И пока мы не создадим такую систему, мы этот конфликт не снимем.

Архивный материал.