Культура и ЦРУ: «второй фронт» холодной войны

07 ноября 2013 / 22:48

11 июля Институт внешнеполитических исследований и инициатив представил в пресс-центре ИТАР-ТАСС новую книгу в серии «Реальная политика». В издательстве «Кучково поле» вышло исследование британской журналистки и режиссера-документалиста Френсис Стонор Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны». Это уже вторая книга в серии. Предыдущая книга, за авторством Уильяма Блума - «Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в годы холодной войны», вышла в конце мая.

Генеральный директор ИНВИССИН Вероника Крашенинникова сразу отметила, что большая часть критично настроенной к США литературы не отвечает научным критериям. «Это либо конспирология, либо ультраправая критика. Наш Институт призван дать научный анализ исторических и культурных событий. Поэтому мы очень строго отбираем издания для нашей серии», - сообщила она.

Книга Сондерс посвящена становлению практики использования США так называемой мягкой силы – soft power. «Это исследование - не столько интеллектуальная история, сколько история интеллектуалов. Они были частью оранжереи идеологических и литературных дискуссий, которые привели к появлению ряда важных работ (например, «Конец идеологии» Дэниела Белла (1960), «Истоки тоталитаризма» Ханны Арендт (1951), «Одинокая толпа» Дэвида Рисмана (1950)). В начале их аргументы ограничивались страницами изданий «Партизан Ревью», «Комментарий» и других «малых» журналов. После, являясь частью культурного консорциума, созданного ЦРУ (зная это или не зная), они вдруг приобрели международную аудиторию», - написала Сондерс в обращении к русским читателям.

Исследование Сондерс впервые представляет шокирующие свидетельства манипуляций ЦРУ в сфере культурной политики в годы холодной войны. В частности, созданный ЦРУ Конгресс за свободу культуры с офисами в 35 странах являлся основной платформой для этой работы, в которую были вовлечены Реймон Арон, Андре Мальро, Артур Кестлер, Джордж Оруэлл и многие другие.

По словам Крашенинниковой, в культурный фронт холодной войны оказались вовлечены некоммерческие организации, известные до сих пор – фонд Рокфеллера, фонд Форда, Asia Foundation. Она призвала помнить, что НКО и американские фонды являются продолжением госаппарата США. «В какой-то момент в США появилась шутка: если какая-то американская благотворительная или культурная организация внесла слова «независимая» или «частная» в свои документы, она, скорее всего, является прикрытием ЦРУ», - отмечает политолог.

Автор журналистских расследований Джон Гетц посредством видеосвязи из Берлина рассказал как становление «мягкой силы» происходило в ФРГ. Он напомнил, что многие деятели немецкой культуры переехали в ГДР, а консервативная часть культуртрегеров оказалась дискредитирована связями с нацистами. По словам журналиста, работа ЦРУ велась настолько плотно, что многие до сих пор оказываются верить, что, например, основанный в 1948 году журнал Der Monat печатал статьи под эгидой ЦРУ. «То, что люди не могут поверить – показатель успеха ЦРУ», - полагает он.

Исполнительный директор фонда «Разумный Интернет» Илья Переседов считает, что особенно важна книга Сондерс для молодого поколения, которое росло в атмосфере иронии относительно страшилок. «Для многих стало шоком, что страшилки оказались реальностью. Это не настраивает нас против США, но дает возможность для нового взгляда за пределами привычной дихотомии свободы и автократии. Мы получаем возможность говорить правду и открывать новые грани прошедших событий», - отметил он.

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин рассказал, что США после Второй мировой войны пытались не допустить повторения ситуации, которая сложилась в Европе после Первой мировой. Тогда умами завладело «потерянное поколение».

«Все силы были брошены на формирование нового поколения европейцев, которые связывали свое будущее с США и считали план Маршалла манной небесной», - отметил он.

Данилин также рассказал о роли ЦРУ, ФБР и Пентагона в кинематографе. «Для многих режиссеров важно получить одобрение от цензоров из Пентагона. Это дает им возможность использовать амуницию и военную технику. Копполе, например, отказали при съемках «Апокалипсиса сегодня» и ему пришлось платить огромные деньги Филиппинам, которые предоставили вертолеты», - сообщил он.

Профессор РГГУ Сергей Черняховский начал свое выступление с комплиментов уровню развития американской культуры и техники.

«Неправы те, кто говорит, что США представляют собой отбросы мира. Просто США никогда не стеснялись в действиях, которые были направлены на нужные им цели. Это нормально», - подчеркнул он.

По словам Черняховского, если бы ЦРУ не делало этого, то это значило, что там работают сумасшедшие. «После Второй мировой войны они использовали антинаучный миф о тоталитаризме. С его помощью удалось связать коммунизм и фашизм. Таким образом США боролись со своим геополитическим противником», - полагает он.

Профессор также коснулся противоречивой роли левого движения. Внутри его идет борьба между «левыми разрушителями» и «левыми строителями».

«Левые разрушители» всегда будут недовольные уровнем демократии и защиты прав человека. Так они будут мешать строить, хотя звучат их слова красиво», - считает он.

ЦРУ, по мнению Черняховского, отнюдь не случайно открыто «второй фронт» холодной войны. «Культура – лучшее средство политической борьбы. Люди, которые считают, что ЦРУ не ведет борьбу на культурном фронте – наивны», - подчеркнул он.
 

Архивный материал.