Встреча Владимира Путина и Франсуа Олланда, состоявшаяся в субботу вечером, для многих оказалась полной неожиданностью. Потому и рождаются вопросы о том, чего удалось добиться от «внепланового» общения российского и французского президентов. В Кремле результатами довольны, и создается ощущение, что позиции России и Европы понемногу начинают сближаться. Хотя, конечно, былые «особые отношения», испорченные европейскими лидерами, восстанавливать придется долго. К тому же эксперты отмечают слабость позиций Олланда как внутри Франции, так и на мировой арене.
Неожиданный визит президента Франции Франсуа Олланда в Москву в минувшие выходные удивил многих. Если послушать французского президента, складывается впечатление, что прилетел он едва ли не случайно. «Я только что пролетал над Москвой и решил остановиться здесь, чтобы обсудить с Вами важнейшие проблемы касательно украинского кризиса, касательно всех тех страданий, которые возникают в результате этого кризиса и для украинского народа, и для Евросоюза, и для самой России».
Впрочем, сами президенты России и Франции упомянули, что договоренность о встрече была достигнута еще в австралийском Брисбене в ходе саммита G20, но для сторонних наблюдателей встреча выглядела едва ли не спонтанной. Тем больше вопросов родилось у внимательной публики. Основной вопрос: зачем президент Франции залетал в Москву, и о чем удалось или не удалось договориться двум лидерам?
«Необходимо продолжить с Вами ту дискуссию, которую мы начали в рамках „большой двадцатки“. Я считаю, что Россия и Франция имеют к этому стремление, они этого желают, и 6 июня мы говорили о том, что необходимо находить решение вместе, необходимо работать рука об руку. Мы об этом говорили с госпожой Меркель, и мы считаем, что Россия и Франция могут найти необходимые решения», — дипломатически неконкретно заявил в ходе открытой части общения с российским президентом Франсуа Олланд.
Чуть более подробно рассказал о темах встречи Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по ее итогам. «Мы обменивались информацией по поводу того, что происходит — в данном случае на Украине, — и как раз о тех аспектах, о которых я сейчас сказал, и шла речь. И Франция, и Россия выступают за немедленное прекращение кровопролития, за то, чтобы были найдены пути к сближению, в том числе и по восстановлению единого политического пространства», — заявил российский лидер.
Помимо этого, как отметил Путин, президенты «говорили о необходимости восстановления хозяйственных связей между юго-востоком Украины и остальной её частью, потому что обе части этой территории нужны друг для друга». «Ведь значительная часть энергетики Украины, как вы все знаете, она изначально была построена на восточноукраинских углях. Надо восстановить в конце концов хозяйственные связи, нужно направлять уголь, получать в ответ электроэнергию, надо восстановить нормальное функционирование финансовых учреждений. Это всё можно сделать и нужно. И как можно быстрее», — резюмировал российский президент.
В Кремле результатами встречи остались довольны. Президент Франции Франсуа Олланд в ходе беседы с президентом России Владимиром Путиным внимательно выслушал российскую аргументацию по Украине, позиции глав государств во многом совпали, сообщил в понедельник журналистам помощник президента России Юрий Ушаков. «Очень полезная и содержательная была беседа. Причем француз внимательно выслушал нашу аргументацию, и по многим моментам наши точки зрения совпали, в том числе, по тому, как дальше вести дело, чтобы в конце концов урегулировать ситуацию на Украине», — сказал он. «Оба руководителя очень плотно и конструктивно переговорили. Ситуация на Украине обсуждалась весьма плотно, причем были проявлены элементы взаимопонимания между Парижем и Москвой», — подвел итоги встречи чиновник.
Обсудили, впрочем, не только Украину. Как отметил по итогам встречи Владимир Путин, говорили президенты и «о двусторонних отношениях, говорили о проблемах урегулирования в Сирии, говорили по процессу вокруг иранской ядерной программы». А вот проблему «Мистралей», подчеркнул Путин, они «даже не упоминали».
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что многого от визита Олланда России ждать не следует.
«Конечно, положительно, что лидер крупной европейской страны выступает в таком качестве, но нужно дождаться выступлений лидеров других крупных европейских стран, которые пока высказаться по поводу встречи Путина и Олланда не успели и ждут результатов минской встречи», — считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин.
Тем не менее Салин не переоценивает позитивные итоги встречи Путина и Олланда:
«Ожидать, что что-то немедленно сдвинется в отношении Еросоюза и России вряд ли стоит». Эксперт: Салин Павел Борисович
«Олланд, скорее всего, просто решил воспользоваться ситуацией, когда один посредник ушел и место освободилось. Исторически так сложилось, что Германия играла роль союзника и адвоката России в Европе, но Меркель теперь делает очень жесткие заявления и Германия больше не выступает в этом качестве. Вот Олланд и решил занять это место посредника», — солидарен с коллегами политолог.
Салин также напомнил, что «у Олланда крайне низкий рейтинг внутри страны, поэтому для него эта роль посредника является шансом, чтобы заместить внутреннюю политику внешней». «Он пытается повторить успешный опыт Саркози 2008 года, когда Европа довольно жестко реагировала на грузинские события, а Саркози взял и выступил в роли посредника», — говорит он.
Французский президент от встречи с Владимиром Путиным искал выгоды прежде всего для себя, убежден профессор МГИМО Валерий Соловей. «Олланд — президент крайне непопулярный внутри страны, а на международной арене его также невысоко оценивают. И он увидел в нынешней ситуации украинского кризиса возможность попытаться сыграть роль посредника и, тем самым, поднять собственные акции. Раз „особые отношения“ Германии и России испортились, то, мол, почему бы не попробовать Франции занять это место?» — рассуждает эксперт.
По его словам, вряд ли эти попытки окажутся очень успешными.
«Внешнеполитический вес Олланда не столь значителен. Плюс к этому стоит добавить давление США на ЕС с тем, чтобы Европа занимала жесткую антироссийскую позицию. По крайней мере, одну проблему, важную для Франции, Олланду удалось разрешить: добиться от Путина согласия, что Россия не будет выставлять штрафные санкции за непоставленные „Мистрали“», — уверен Соловей. Эксперт: Соловей Валерий Дмитриевич
«Заявление Ушакова означает, скорее всего, что Франсуа Олланд продемонстрировал стремление к компромиссу и договороспособность», — полагает политолог Иван Преображенский. «Вряд ли он мог, например, признать принадлежность Крыма России. Просто у самого непопулярного французского президента приближаются выборы и ему необходим „большой проект“, чтобы отчитаться перед избирателями», — говорит эксперт.
По его словам, ради этого он готов пойти даже против Германии и Ангелы Меркель, прекрасно понимая, что во время выборов немцы все равно поддержат его соперника от «правых», которым наверняка будет именно экс-президент Николя Саркози.
«Заключение перемирия в 2008 году благодаря дипломатическим усилиям Саркози было одним из главных его внешнеполитических успехов. И Олланд, видимо, намерен бить врага на его же поле и попытаться выступить главным миротворцем на Украине», — считает Преображенский. Эксперт: Преображенский Иван
«Однако для достижения реального соглашения надо еще иметь за спиной поддержку ЕС в целом, США и, конечно, собственно современных украинских властей. Ничего этого за спиной Франсуа Олланда нет. Так что и обещания его не стоит принимать всерьез», — уверен политолог.
Михаил Захаров