ЕГЭ: дискуссия окончена

22 июля 2013 / 22:53

Судьба губернаторов не должна зависеть от среднего балла по ЕГЭ в регионе, а контроль над экзаменами должна взять на себя общественность. К такому выводу пришли участники круглого стола в Общественной палате, обсудившие способы улучшения процедуры ЕГЭ.

Задал тон дискуссии ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он отметил, что улучшить процедуру проведения ЕГЭ можно не за счет увеличения контроля со стороны правоохранительных органов (они и так перенапряжены), а с помощью общественности. Наблюдать за проведением экзамена должны представители общественных организаций, члены региональных общественных палат и журналисты, считает он.

Помимо общественного контроля ректор ВШЭ предлагает усилить контроль над проверкой экзаменационных работ и наконец-то выполнить требование о проверке расширенной части C (третьей, самой сложной части заданий ЕГЭ) в другом регионе. «До сих пор этого не сделано!», - посетовал он.

Но едва ли не самое важное, что, по мнению Кузьминова, необходимо сделать – перестать использовать результаты ЕГЭ как критерий оценки деятельности учителей и, о чем мало кто подозревает, региональных властей.

«Использовать ЕГЭ как оценку работы школ – абсурдно. И надо непременно устранить явление, когда средний балл по ЕГЭ стал учитываться при оценке работы губернаторов», - заявил он.

Затронул Кузьминов и тему победителей школьных олимпиад. Он предложил сопоставлять результаты олимпиадников на ЕГЭ с их достижениями. Это позволит снизить коррупционную составляющую и олимпиад, и экзамена.

Особое внимание, по мнению ректора ВШЭ, необходимо уделить ЕГЭ по русскому языку, так как с каждым годом его результаты становятся все хуже. Он предложил проводить этот экзамен в форме эссе или сочинения на литературную или историческую тему.

Также Кузьминов подчеркнул, что в скором времени неизбежно введение обязательного экзамена по иностранному языку. «Мы живем в глобальном мире, и знание иностранных языков повышает конкурентоспособность выпускников наших школ», - пояснил он.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что считает ЕГЭ этическим тестом на честность нашего общества. Он призвал проявить нетерпимость ко лжи. «ЕГЭ повысил роль меритократии и уровень демократизации нашего общества. Он восстановил социальные лифты, которые фактически были утрачены в 90-е. Выросло число школьников из глубинки, которые смогли поступить в ведущие вузы страны. Значительно сократился объем коррупции при поступлении в вузы», - перечислил он преимущества экзамена.

Ливанов согласился с тем, что результаты ЕГЭ не должны быть критерием оценки эффективности той или иной средней школы.

Также министр предложил подумать над вопросом - следует ли уйти от заданий с выбором ответа (как это уже сделано в ходе ЕГЭ по математике) либо перейти к двухуровневой системе экзаменов. Также Ливанов предложил поэкспериментировать с формами экзамена: устной или компьютерной.
Минобрнауки, по словам его главы, тщательно проанализировало результаты ЕГЭ и в тех регионах, где были замечены нарушения, предложило поменять руководство управлений образования.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина привела данные, согласно которым только 26% граждан приветствуют ЕГЭ, а остальные склоняются к традиционным формам экзамена. При этом из тех кто столкнулся с ЕГЭ одобрение вызывает лишь у 37%.

Озвучив эти не совсем радужные цифры, Драгункина тем не менее объявила о том, что дискуссия на тему «быть или не быть ЕГЭ» должна быть окончена. «С 1 сентября 2013 года вступает в силу закон «Об образовании» в котором ЕГЭ закреплен законодательно», - подчеркнула она.
 

Архивный материал.