29 марта, пятница

Почему ПАРНАС проиграл

Тысяча и одна ошибка оппозиционеров на региональных выборах

14 сентября 2015 / 12:00

Запоздалые роды
Демократической коалиции

Началом этой истории, которую мы вкратце расскажем, стало и в самом деле неординарное событие. Об этом грезила отечественная либеральная оппозиция много лет — причем не просто объединиться ради проведения шествия или митинга — этого было сколько угодно. А создать полноценную политическую коалицию из всего того многообразия мелких партий и либеральных движений, и — пойти на выборы.

22 апреля 2015 года на брифинге с участием Алексея Навального, Владимира Милова, Леонида Волкова и Владимира Мерзликина состоялась первая публичная презентация новой Демократической коалиции1. В нее вошли РПР-ПАРНАС, «Партия Прогресса», «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», «Партия 5-го декабря», «Либертарианская партия». О поддержке коалиции заявила «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и движение «Солидарность»2.

Чуть ранее, 17 апреля, Навальный и Михаил Касьянов заявили прессе, что они создают блок для участия в выборах в Госдуму в 2016 году. Базой для объединения стала Республиканская партия России — Партия народной свободы (РПР-ПАРНАС), поскольку в соответствии с действующим законодательством она может выдвигать кандидатов в Госдуму без предварительного сбора подписей избирателей.

Но над чем-то подобным работали не только в ПАРНАС. Узнав об объединении либералов в коалицию, глава Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин отказался участвовать в новом проекте, сославшись на то, что ранее его партия уже предлагала подобное объединение — на своей платформе. Но, дескать, эту содержательную «платформу» из 10 пунктов в РПР-ПАРНАС «не приветствовали». И обвинил новую Демкоалицию в том, что они «за сталинизм и национализм»3. Наверняка Навальный лукавил, когда комментировал эти слова Митрохина тем, что тот «погорячился», ведь вряд ли он искренне надеялся оказаться с партией, из которой некогда был со скандалом изгнан, в одном ряду. Оценивая перспективы кампании ПАРНАС в регионах, политолог Дмитрий Абзалов отмечал: «На той площадке, которую хотят занять РПР-ПАРНАС и „Партия прогресса“, сильны позиции „ЯБЛОКО“ и „Гражданской платформы“… гораздо перспективнее „ЯБЛОКО“ — у нее более разветвленная инфраструктура, и аудиторию будет забирать именно она»4. Впрочем, глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов придерживался обратной точки зрения: «Объединение может и вовсе не дожить до выборов. Но, вместе с тем, потенциала у него больше, чем, скажем, у блока на базе „ЯБЛОКО“»5.

Создание Демократической коалиции — без старейшей и наиболее авторитетной из ныне существующих праволиберальных партий, а именно «ЯБЛОКО» — было одобрено на политсовете ПАРНАС. Считалось, что Навальный и Касьянов исполняют нечто вроде политического завещания покойного Немцова — накануне трагической гибели он якобы работал над созданием единой базы для либеральной коалиции6. Обаятельный человек и харизматичный политик Борис Немцов осенью 2013 года по партийным спискам прошел в Ярославскую облдуму. Тогда единственный мандат для представителя РПР-ПАРНАС был обеспечен 5,99% голосов ярославцев7. Спустя два года его коллеги по либерально-оппозиционному лагерю решили повторить этот успех. На этот раз площадками для кампаний были избраны Новосибирская, Костромская и Калужская области.

Причины, по которым были избраны именно эти три региона, не были в подробностях указаны во время брифинга. «Эти регионы выбраны, чтобы отразить многообразие нашей страны», — заявил Навальный, рассчитывая пустить пыль в глаза присутствующим журналистам. Внешне могло показаться, что лидеры Демкоалиции действительно выбрали три разных региона в расчете на то, что где-то могут сложиться удачные обстоятельства. Но почему выбрано было три региона, а не четыре или два, Навальный не сказал. Позднее десант демкоалиционеров ни с того ни с сего сорвется за электоральной удачей в далекий Магадан, вопреки изначальным планам и в нарушение своих же так громко провозглашенных принципов. Но 22 апреля на пресс-конференции из объяснений Навального стало ясно только то, что ПАРНАС избрал эти площадки лишь потому, что «в каждом из этих регионов идут и областные и городские выборы по партийным спискам»8. Соответственно, Демкоалиция, то есть ПАРНАС, первоначально собиралась участвовать в шести кампаниях. Хотя могла бы, если ПАРНАС интересовали спаренные выборы в региональную легислатуру и в представительный орган власти столицы субъекта Федерации, сразу заявиться и на выборы в Магаданской области, и в Республике Коми, и в Воронеже. Но этого не сделали.

На пресс-конференции перед столпившимися журналистами было сказано много громких фраз. По словам Навального, причина, по которой Демкоалиция идет на выборы (а не устраивает на улицах столицы очередную попытку майдана), «дать политическое представительство тому огромному количеству граждан, которые разделяют наши убеждения, которые верят, что Россия может развиваться как нормальное европейское государство». Можно как угодно и в каких угодно превосходных эпитетах характеризовать свою аудиторию, показывать карточки с процентами граждан страны, которые «думают так же, как лидеры оппозиции», однако все это еще не означает, что исповедующие сходные ценности граждане будут голосовать за тебя. Как и того, что цифры массовых федеральных опросов могут характеризовать электоральные привычки конкретного региона.


Политтехнолог Леонид Волков демонстрирует результаты соцопросов на пресс-конференции Демократической коалиции 22 апреля 2015 года в Москве9.

Характеризуя избранные регионы, Навальный отметил «научный потенциал» Новосибирска, Кострому описал как традиционно депрессивный регион, а Калужская область, по его мнению, является регионом, испытывающим «все проблемы, связанные с кризисом автомобильной промышленности». Иначе говоря, Новосибирская область была избрана по причине присутствия большого числа образованных людей, которые почему-то традиционно считаются электоратом либеральных партий. Тогда как Костромская и Калужская области оказались в списке потенциальных площадок для кампании ПАРНАС из расчета на протестный потенциал. Очевидно, что кампания в Новосибирской области должна была строиться иначе, нежели в Калуге и Костроме. В первом случае должна была иметь место мобилизационная кампания потенциальных сторонников либеральной идеи — молодежи, студентов, предпринимателей и т. п., тогда как во втором случае ставка должна была делаться на перехват протестных настроений у левых и популистских партий — что, как вероятно казалось технологам ПАРНАС, в свое время удалось сделать Немцову в Ярославле. Ниже мы увидим, как на самом деле технологи ПАРНАС будут строить кампании в регионах, что у них получится, а что — нет. (В Костроме ПРАРНАС ввяжется в совершенно ненужную полемику с «ЯБЛОКО», при этом строя агиткампанию на электоральном прозелитизме по отношению к КПРФ и «Справедливой России»). Но ясно было, что ни в одном из регионов выборов у ПАРНАС не было ни серьезного регионального отделения, ни развитой сети поддержки, ни предварительного перечня людей, на которых можно было опереться, в том числе чтобы заполнить партийные списки. С учетом того, что до выборов оставалось всего-то четыре месяца, в течение которых нужно было не только развернуть штаб и провести агитационную кампанию, но также собрать подписи избирателей для выдвижения и составить партийный список, оформив его в соответствии с требованиями российского, довольно жесткого избирательного законодательства, задача победить, а не просто участвовать, выглядела несколько авантюрной.


Глава «Партии Прогресса» делает хорошую мину при плохой игре: другого способа найти местные кадры для заполнения непроходных мест в списках ПАРНАС у Демкоалици не было10.

В свете очевидной кадровой проблемы либералов в регионах уже иначе смотрится ставка на праймериз. Дело не только в том, что Демократическая коалиция хотела себя показать самой демократической — в конце концов, положение об обязательном проведении праймериз записано в устав главных оппонентов либералов на выборах, «Единой России». В случае с правящей в России партией процедура предварительного внутрипартийного голосования скорее является механизмом отсева непопулярных кандидатов, в то время как для ПАРНАС праймериз оказались практически единственным средством агрегации местных кадров.

Демократическая по форме процедура праймериз в применении ПАРНАС оказалась фальшивой по содержанию. В Калуге и Костроме скандальные и практически провалившиеся праймериз лишь служили средством для легитимации представителей московского десанта. В Магадане ПАРНАС вообще отказался от проведения предварительного голосования, ничтоже сумняшеся выставив Георгия Албурова во главе списка. Лишь только в Новосибирской области — единственном из четырех регионов, где ПАРНАС собирался участвовать в выборах — Демократическая коалиция провела предварительное голосование более-менее в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

Разработкой технологической стороны выборов федеральный штаб ПАРНАС не слишком себя утруждал. Региональные кампании должны были строиться по единому шаблону, в котором совмещались элементы персональной кампании Алексея Навального на выборах мэра Москвы и партийной кампании Бориса Немцова в Ярославской области.

Краткие сроки, низкий уровень узнаваемости партийного бренда, отсутствие в регионе готовой партийной сети, как и тот факт, что агитационный период приходится на время дач и отпусков — это требовало крайне агрессивной и весьма интенсивной кампании. Вся тяжесть полевой работы должна была лечь на плечи активных волонтеров, которых методами сектантского тимбилдинга превращали в единую, перманентно излучающую оптимизм, массу. Они должны были собирать подписи, раздавать агитационные материалы, дежурить у агитационных «кубов», работать в колл-центре, заниматься организацией встреч с кандидатом, прочей логистикой и т. д. В идеале волонтеры набирались на месте — за деньги, за идею либо ради фана. Однако в реальности волонтеров приходилось импортировались из Москвы или других регионов. Да и откуда им было взяться, если РО ПАРНАС в конкретных регионах выборов практически не функционировали как полноценная партийная машина. Реальные сети ПАРНАС должны были заменить сети виртуальные — агрегация волонтеров предполагалась через форумы местных интернет-активистов наподобие форума «костромских джедаев».

От кандидатов требовалась также весьма интенсивная работа. Прежде всего, многочисленные встречи с избирателями во дворах. Участие во всевозможных дебатах, коли представится такой случай. Присутствие на митингах, пусть и чужих. Работа в интернете также частью ложилась на кандидата. От него же требовалось личное участие в сборе подписей, как и участие в создании каких угодно медиаповодов, которые могли бы компенсировать партии низкое проникновение ее бренда и слабое знакомство населения с ее кандидатами.

Содержательным ядром агитационной кампании должна была стать борьба с коррупцией — федеральная тема, на которой себе имя заработал Алексей Навальный. В зависимости от конкретного региона, в месседж партии добавлялись бы новые элементы. В Костроме, в частности, партийная кампания должна была включать тему дорог. Поскольку с реальным положением дел в каждом из регионов федеральный штаб ПАРНАС едва ли был знаком, Леонид Волков анонсировал проведение соответствующих социологических исследований.

Наконец, средства на проведение кампаний в регионах предполагалось, как заявляли оппозиционеры, получать методами краудфандинга, аналогичными тем, что применял Навальный на выборах мэра Москвы.

Структурно кампания разбивалась на два этапа. Первый этап — праймериз. Старт праймериз во всех регионах выборов хотели начать сразу после майских праздников. На деле сроки пришлось несколько сдвинуть — региональные штабы оказались вовремя не развернуты. Предполагалось, что на праймериз кандидаты будут выдвигаться «самим населением». Далее планировалось проводить на публичных площадках дебаты кандидатов — по модели дебатов в Координационном совете оппозиции. Предварительное голосование, намеченное на середину июня, должно было проходить на оффлайновых участках, а также в интернете. На основе проведенных праймериз должны были составляться партийные списки для выдвижения на выборах. Победитель праймериз, как обещал Волков и К, возглавит партийный список в регионе и имеет право выбора одномандатного округа или территориальной подгруппы для своей кампании.


Москвичи финансируют кампанию ПАРНАС в Костромской области.

Второй этап — агитационный. По словам Навального, основной акцент в кампании предполагалось делать на привлечение местных активистов в летний отпускной период, выезды в регион агитбригад из соседних регионов, а также из Москвы. В кампании ПАРНАС собирался делать упор на пикеты, целевую агитацию, «агитационные кубы», встречи с избирателями на улицах города и в районах области. При этом опорной точкой для агитации должны были стать столицы регионов. На районы областей внимания исходно предполагалось уделять сравнительно меньше — позднее в Калужской и Костромской областях штабы ПАРНАС пересмотрят этот подход. При этом в качестве активистов-агитаторов за местные списки должны были принимать участие и представители столичного ядра ПАРНАС — Навальный, Милов, Касьянов, Волков и другие.

Однако многого на пресс-конференции Навальный и Волков не сказали, а многого и не могли сказать. Выборы — отнюдь не только набор агитационно-пропагандистских мероприятий, но также серьезная и невидимая извне работа, прежде всего с региональными элитами: как с местными стейкхолдерами, так и обиженными, отодвинутыми на периферию. От такой закулисной работы зависит очень многое — от климата, в котором пройдет кампания, до потенциального наполнения проходными кандидатами партийного списка, не говоря уже о финансовой подоплеке кампании. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечал, что перспективы ПАРНАС в регионах во многом зависят именно от существующих там элитных раскладов: «Результат объединения в регионах зависит от того, найдутся ли заинтересованные лица из числа местных элит. Ранее такое было в некоторых зауральских регионах, Ярославской области, когда оппозиция приобретала существенную поддержку»11. Однако этой стороной политического процесса оппозиционеры со свойственной им столичной спесью предпочли пренебречь.

_________________
1  — Пресс-брифинг: первые шаги демократической коалиции. 22.04.2015: https://www.youtube.com/watch?v=bO5q7zST-Hc
2  — Демократическая коалиция. Уже шесть партий и конкретные планы.20.04.2015: https://navalny.com/p/4207/
3  — Там же.
4  — Абзалов: Перспектив у объединения РПР-ПАРНАС и «Партии прогресса» немного. Взгляд, 13.04.2015: http://www.vz.ru/news/2015/4/13/739695.print.html
5  — http://www.politcom.ru/18760.html
6  — Михаил Касьянов и Алексей Навальный пошли на новое объединение. 18.04.2015: http://www.kommersant.ru/doc/2712281
7  — Партия РПР-ПАРНАС проходит в ярославскую областную думу. 9.09.2013: http://www.newsru.com/russia/09sep2013/rpryar.html
8  — Планы у нас конкретные: 6 избирательных кампаний в 3-х регионах. 22.04.2015: https://navalny.com/p/4211/
9  — http://martin.livejournal.com/383052.html
10  — http://martin.livejournal.com/383052.html
11  — http://www.politcom.ru/18760.html

Вернуться назад и продолжить чтение


колонка