19 апреля, пятница

Прочь от цифры. Зачем избиркомы отказались от камер

07 сентября 2015 / 21:05
Политический публицист

На оснащение видеокамерами всех УИКов в единый день голосования 13 сентября 2015 года не нашёл средства ни один российский регион. Лишь в двух видеонаблюдение будет вестись на некоторых участках.

Нехорошая новость для будущих историков. На оснащение видеокамерами всех УИКов в единый день голосования 13 сентября 2015 года не нашёл средства ни один российский регион. Фактически это может означать замедление, если не прекращение эмпирического наполнения новой исследовательской дисциплины — Digital Electoral History. Буквальный русский перевод — «цифровая электоральная история» — представляется не вполне адекватным, так как наводит на мысль, что речь идет об «электоральной истории в цифрах», ориентированной на изучение статистических источников. На самом же деле предметом Digital Electoral History выступают электоральные закономерности, фиксируемые изначально цифровыми (born-digital) историческими источниками. К последним стоит отнести тысячи часов видеоконтента, записываемого неутомимыми и вездесущими камерами наблюдения.

Теоретически размышляя, прежде всего, стоит зафиксировать, что переход от оцифровывания, изначально ориентированного на содействие распространению корпусных технологий в социально-гуманитарных науках, к институционализации полидисциплинарного направления Digital Humanities с новых позиций актуализировал проблему самого существования «корпуса науки» как такового. «„Цифровая революция“ современного общества видоизменяет и ставит под вопрос традиционные формы создания и распространения знаний». В многостороннем и многовариативном процессе генерации, распространения и использования научного исторического знания в условиях быстрого продвижения медиатехнологий можно выделить целый ряд серьезных методологических проблем, возникающих на всех этапах проведения исследования в распределённой цифровой среде. По М. Таллеру, эта среда изначально была призвана обеспечивать:

1) доступ к информации, необходимой для решения задачи исследования;
2) анализ информации средствами, отвечающими методологическим требованиям конкретной дисциплины и задаче исследования и 3) публикацию новой информации, полученной в результате анализа.

Стоящая перед Digital Humanities проблема как раз и состоит в том, чтобы выяснить возможности медиатизированных форм познания, научиться и научить сочетать их в исследовательских и образовательных практиках. Соблюсти баланс между конструированием объективистских универсалий и описанием, повествованием, субъективными интерпретациями.

И вот вдруг выясняется, что действующий закон не предусматривает обязательного видеонаблюдения на выборах. Первый и единственный раз федеральный бюджет оплатил установку систем видеоконтроля голосования на выборах Президента России в 2012 году. Тогда на проект под названием «Веб-контроль» из госбюджета было выделено 13 млрд. руб., его реализацией занимался «Ростелеком». Были оборудованы 91.7 тыс. участков: в каждом две веб-камеры, компьютер, источники беспроводного питания и Интернет-кабели. Когда выборы завершились, камеры собрали и складировали на складах «Ростелекома». Хорошо, если в каких-то сельских школах оборудование частично используется для контроля за проведением Единого госэкзамена.

Считается, что с помощью камер внимательным и ответственным наблюдателям удавалось фиксировать нарушения, поэтому и польза от них была. Другое дело, что эффект от их применения оказался очень сильно снижен из-за ограничения доступа к отснятым материалам после выборов. Похоже, что теперь какой-то рачительный чиновник посчитал — дай Бог, если количественно, а не качественно — результат не стоил тех больших денег, которые были вложены в камеры на президентских и последующих региональных выборах. Вот только об историках не подумали. А ведь практики формирования изначально цифрового электорального наследия уже стали помогать организовывать новые исследовательские поля. Специалисты в области электоральной истории стали практически осознавать воздействие медиа на сферу исторического знания и производства смыслов, понимать роль и значение новых медиа, предлагать инновационные подходы к корректировке общественно-политического мироощущения и мировоззрения.


тэги
читайте также