12 мая, воскресенье

Лицом к лицу

26 января 2017 / 02:26
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Практика прямого общения представителей власти с гражданами — одна из старейших форм взаимодействия. И тем не менее именно она остается, пожалуй, самой эффективной в плане быстрого реагирования и оперативного расшивания узких мест в деятельности местной власти..

Помните картину «Ходоки у Ленина»? Смысл же заключался не только в том, чтобы выстроить образ «своего в доску Ильича». Картина еще и говорила о том, что власти вредно отрываться от народа, надо постоянно находиться в прямом взаимодействии и чувствовать непосредственные нужды населения.

Правда, еще в советское время принцип «я начальник — ты дурак» стал мейнстримом во взаимодействии власти и граждан. Большое начальство, вплоть до обкомовского и министерского обычные люди, как правило, видели преимущественно на масштабных партсобраниях, в остальном же складывалась культура небожителей — со своими персональными авто, своей сферой услуг, для простых советских граждан недоступной, дачами в особых ведомственных дачных поселках и отдыхом в шикарных по тем меркам ведомственных пансионатах и домах отдыха. 

Неудивительно, что о жизни страны руководители даже среднего уровня знали не слишком много. Можно даже сказать, что это и погубило Советский Союз. Везде говорили о равенстве, но любому было ясно, что «некоторые животные равнее других».

День сегодняшний не дает власти права на ошибку и возможности жить в мире собственных иллюзий больше у нее нет. Во-первых, система демократических альтернативных выборов все-таки дает оценку работы руководства, во вторых, столичное начальство не будет ждать, пока местное начальство доведет ситуацию до цугундера. В этом плане важным является постоянная связь глав регионов и муниципалитетов с гражданами.

Недавний пример такого рода связи — губернатор Орловской области Вадим Потомский на днях провел традиционный прием граждан, первый в наступившем году. По данным пресс-службы облправительства, за помощью к главе региона обратились жители Орла, Ливны и Хотынецкого района. Большая часть жалоб касалась решения жилищного вопроса: содействия социально незащищенным гражданам в приобретении благоустроенного жилья, ремонта, переселении из аварийных домов. Одно из обращений касалось получения путевки в санаторий для инвалида по зрению. По результатам нынешней встречи губернатор дал ряд поручений профильным органам государственной власти. Как показывает опыт, проблемы орловцев будут решены в кротчайшие сроки. Этот процесс Вадим Потомский держит под личным контролем.

В целом статистика обращений к губернатору показывает, что людей волнуют преимущественно вопросы местного благоустройства. Так, за 2016 год из всех поступивших на имя губернатора обращений 34,6% касались социальной сферы — 3541 случай. Это вопросы здравоохранения, оказания материальной помощи малообеспеченным гражданам, трудоустройства и др. Еще 3294 обращения касались сферы экономики: работы сферы дорожного хозяйства и транспорта, градостроительства и архитектуры, строительства, сельского хозяйства. Третье место в рейтинге проблем занимают вопросы сферы ЖКХ — 2889 обращений за год. Но одно дело письменные жалобы и другое — личное общение. Оно лучше помогает прочувствовать проблемы.

Этот формат уже показал себя и заслужил признание граждан - в 2016-м году на личном приеме губернатором Орловской области и членами регионального Правительства побывали более тысячи человека. Казалось бы — вопросы благоустройства конкретных территорий — преимущественно вопросы муниципального значения. И тем не менее практика такого рода крайне востребована — иначе бы люди не приходили массово на прием. Многие приезжают из не самых близких к областной столице населенных пунктов, значит, людям есть с чем идти к региональному начальству и есть причины для того, чтобы тратить на это время. Вероятно, местные власти не могут помочь людям.

В результате региональная власть получает данные о проблемах области из первых рук. И может держать под контролем работу местных властей по самым проблемным точкам. Так что практика личного приема граждан региональными главами — важный элемент как управления территориями, так и народного контроля за работой муниципалов.

В результате все оказываются в выигрыше — проблемы под контролем губернатора решаются оперативно, находятся нужные ресурсы, региональная инфраструктура развивается или, по меньшей мере, не приходит в упадок. А власти — муниципальные и региональные — живут в одной с гражданами реальности. 


тэги
читайте также