Когда выбирают депутатов, люди руководствуются политическими пристрастиями, когда губернатора - обращают внимание на способность работать.
В случае с Бердниковым все достаточно предсказуемо. У него был очень высокий антирейтинг, его команда вела бездарную кампанию, недооценила конкурентов. Вообще в республике все были сильно удивлены, когда Бердникова поставили на выборы, ведь все его уже давно «похоронили» (в регионе было распространено мнение о бесперспективности продолжения губернаторства Бердникова – ред.).
Кампания могла бы пойти по другому пути, если бы Бердников смог договориться с элитами, все можно было бы вывести в договорное русло. Но он сделать этого не смог, не смог и грамотно выстроить работу с избирателями, ответить на вопрос – почему снова Бердников?
Свою роль сыграла и мотивация алтайских избирателей. Когда люди выбирают депутатов, они могут руководствоваться политическими пристрастиями, когда губернатора - обращают внимание на способность работать в исполнительной власти. В данном случае против Бердникова баллотировался человек, который доказал, что у него такая способность есть (Владимир Петров ранее возглавлял правительство республики – ред.). Именно это обстоятельство – главное отличие выборы в республике от остальных губернаторских кампаний нынешнего года.
В Якутии совсем другая история – история про раскол элит. Против Борисова выступила та часть элит, которая пыталась отстоять автономность Якутии, которая некогда была. Их нельзя назвать сепаратистами – они верны федеральной власти – но вполне можно автономистами. Это люди, которые в свое время пострадали в борьбе за якутские активы, а Борисов так и не смог стать всеобщим лидером.
Причем эти люди оказались достаточно влиятельны для того, чтобы сохранить в качестве кандидата Березкина, за которым стоит влиятельный в республике человек Афанасий Максимов (республиканский депутат, бывший президент НГК «Саханефтегаз», ранее судимый по уголовному делу, связанному с разделом ряда энергопредприятий региона – ред.).
Кроме того, свою роль сыграло, я бы так сказал, обостренное улусское самосознание. Это такая местная специфика, деление всех на свой-чужой, большая роль клановости.